Navigation bar
  Print document Start Previous page
 101 of 325 
Next page End  

матрица связана с актуальной психодинамикой группы. Индивидуальную матрицу формирует
отдельный пациент, пытаясь восстановить свое прошлое в актуальной группе, причем таким образом,
как если бы эта матрица существовала всегда.
Аналитическая группа воссоздает матрицу, в которой развивалась личность. Д. Кеннард, Дж.
Робертс и Д. Уинтер выделяют доброкачественные и злокачественные матрицы, понимая под этим
доминирующие на протяжении длительного времени в ассоциативном поле метафоры или образы,
которые могут стимулировать как контейнирирующие и трансформирующие, так и деструктивные
процессы.
К злокачественным матрицам они относят следующее.
1. Паутина — метафора ужасного существа, сидящего в центре созданной им сети и
пожирающего запутавшиеся в ней жертвы. Подобные образы могут возникать в случаях, когда
психотерапевты начинают манипулировать (пусть даже в благих целях) участниками группы или
допускают существование манипуляций в группе вообще.
2. Лабиринт — образ структуры, в центре которой можно, после ряда опасностей, найти
сокровище, а можно и потеряться навеки или повстречать ужасное чудовище. Возникает в ситуациях,
когда в группе активно используется такой механизм психологической защиты, как
интеллектуализация.
3. Рыболовная сеть — образ, объясняющий тот факт, что при глубоком погружении в групповую
работу участники могут столкнуться как с прекрасными, так и с опасными находками. Кроме того,
метафора ячеек напоминает о том, что мелкая рыба (слабые переживания) может проскальзывать сквозь
крупные ячейки, а крупная (аффективный взрыв, катартические переживания) — порвать сеть. Обычно
этот образ появляется в групповом сознании в хронической ситуации неуверенности, небезопасности,
дезинтеграции.
4. Птичья клетка — метафора каркаса, дающего опору и защиту, но ограничивающего свободу.
Встречается в группах с очень жесткими границами и сеттингом.
5. Распадающаяся матрица («узел», «спутанный клубок», «разрыв», «транспортная пробка»,
«плотина», «агитация и пропаганда» и т. и.) — образ разлагающейся, искажающейся или
деформированной структуры. Возникает в ситуации слабости сеттинга, небрежности и
невнимательности как со стороны психотерапевта, так и других участников группы.
Фулкс также выделил и описал специфические факторы групп-аналитического процесса,
способствующие углублению и обогащению коммуникации. Социализация является фактором,
способствующим устранению чувства изоляции, вызванного проблемами или болезнью. Из практики
групповой работы известно, что многие пациенты начинают психотерапию с убеждениями
(аффирмациями), что только они имеют пугающие и требующие защиты проблемы, мысли, импульсы и
фантазии. Это усугубляется тем, что из-за трудностей в общении они в большинстве случаев не имеют
никакой возможности проверить эти предположения. Когда участники группы постепенно начинают
делиться этим сокровенным материалом с другими людьми и обнаруживают его схожесть с внутренним
миром других людей, они все больше погружаются в опыт открытых и искренних межличностных
отношений, развивая то, что можно назвать общим базовым доверием к миру. [В этом отношении
наиболее показательным является пролонгированный эксперимент «самая страшная тайна»,
проведенный И. Яломом с участниками Т-групп, не являвшимися пациентами. Их анонимно просили
написать ту информацию, которой им
меньше всего хотелось бы поделиться с группой. «Сходство
секретов оказалось поразительным, при этом превалировала пара основных тем. Наиболее часто
встречающаяся тайна — глубокое убеждение, что где-то в самой своей основе человек неадекватен,
чувство, что чего-то главного в этой жизни он не понимает, что он лишь скользит по поверхности
жизни, не живет, а умело блефует. Следующим по частоте является чувство межличностной
отчужденности, — несмотря на видимость, человек на самом деле не любит других и не заботится о
них, а может быть, и не способен любить другого. И третья по частоте категория секретов включает в
себя различные вариации на сексуальные темы. Эти три главные проблемы непациентов качественно
ничем не отличаются от жалоб лиц, обращающихся за профессиональной помощью» (Ялом, 2000, с.
26).]
«Феномен зеркала» позволяет отдельным участникам видеть свои страхи, конфликты, желания
и симптомы в других членах группы как в зеркале, иначе говоря, распознавать себя в других. Такое
«зеркальное» переживание является мощным средством освобождения от чувств страха, стыда и вины.
Посредством идентификации с другими членами группы и проекции своих переживаний оно сталкивает
каждого участника с теми аспектами его социального, психического и телесного образа себя, которых
Hosted by uCoz