он раньше избегал. Особо важным в этом факторе является то, что распознавание отвергаемого
пациентом в других и обработка этого на примере многих участников группы эффективны даже тогда,
когда пациент в основном только слушает.
«Феномен конденсатора» заключается в том, что чувства, мысли и ассоциации, выраженные
одними участниками, в свою очередь также вызывают ассоциации, чувства и мысли у других. Такой
спонтанный процесс активизации и накопления бессознательного материала в группе приводит к
усилению совместной работы участников группы посредством задействования бессознательного
материала в каждом отдельном пациенте.
Фактор «процесса обмена» состоит в обмене информацией и вариантами объяснений, что
постоянно происходит в группе и составляет внешний контекст групповой дискуссии. Несмотря на то
что подобный обмен разворачивается в когнитивной плоскости, зачастую он приводит к трансформации
эмоциональной ситуации в группе. За счет принятия и толерантности по отношению к чувствам,
мыслям, ассоциациям, фантазиям или поступкам участников группы их личностные структуры Эго и
Суперэго модифицируются либо в сторону укрепления, либо, наоборот, в сторону большей гибкости.
Фактор «поляризации» дает возможность существования в группе противоположных
составляющих. В зависимости от уровня функционирования, на котором находится группа, это может
касаться эдипальных или преэдипальных механизмов защит, ассоциированных и диссоцированных
содержаний и переживаний, автономности и зависимости, интегративных и аналитических тенденций,
отношения к другим или к своему собственному телу и т. п.
Фактор «прогрессивной коммуникации» способствует тому, что через понимание собственной
личности происходит «понимание других и понимание себя другими». За счет этого достигается
значительное расширение и дифференциация внутрипсихических и социальных функций. Чем
большего уровня достигает в группе понимание и основанное на нем взаимное доверие, тем чаще члены
группы сообщают наиболее интимные сведения о своей жизни.
Фактор «поддержки» поддерживает равновесие между интегративными и аналитическими
силами в группе. С его помощью участники группы оказывают друг другу поддержку на особо тяжелых
стадиях функционирования группы и взаимопомощь при решениях индивидуальных конфликтов.
Фактор «сплоченности группы» проявляется в способности группы переносить
индивидуальные различия и межличностные конфликты без страха распада за счет возникшего
единения.
Расширяя терапевтическую функцию на всю группу, Фулкс подчеркивает значение
интерпретаций каждого из членов группы. С его точки зрения, группа развивает специфическую для нее
культуру толкования, в которой сообщения членов группы понимаются как ассоциации, реакции и
ответы на предшествовавшее групповое событие.
Важнейшими терапевтическими факторами в групп-анализе выступают личность и стиль
работы фасилитатора группы. Как пишет Фулкс, «его влияние, в особенности исходящее из
бессознательных источников, нельзя недооценивать» (Дидерихс-Пешке, с. 44-56).
Фулкс называет ведущего «дирижером» (conductor), подразумевая под этой метафорой
определенный стиль психотерапевтической работы. Дирижер «слышит» все звучащие в группе
«мелодии», предоставляя возможность каждому участнику группы сыграть свою «партию» и
обеспечивая такие условия, при которых участник группы может услышать себя сам, узнать, как его
слышат другие, а также как окружающие реагируют на его «тему» и ее вариации. [Другой хорошей
метафорой для понимания роли и функции психотерапевта в групп-аналитическом процессе могут
служить слова Дж. ван дер Клея: «Мы слова в одном предложении» (цит. по: Дидерихс-Пешке, с. 44-
56).] Характерно, что Фулкс в качестве основной функции дирижера определяет обязанность быть не
лидером, не моделью для подражания или ведущим, а «первым слугой группы» и одновременно, ее
гидом человеком, который указывает группе возможные последствия ее развития, но не
останавливает ее на выбранном пути.
Выполнять функции гида дирижер может посредством: 1) выбора темы для дискуссии, 2)
управления вниманием участников группы, 3) прояснения психодинамических процессов,
происходящих в группе и плохо осознаваемых отдельными участниками, 4) интерпретации
символического поведения участников группы. Все эти терапевтические интервенции дирижера, как
замечает В. Дидерихс-Пешке, могут проводиться в двух плоскостях: горизонтальной (в большей
степени относящейся к взаимодействиям в матрице, к которой принадлежит и сам дирижер) и
вертикальной (к которой относятся бессознательные взаимосвязи событий в группе).
Очевидно, что основная задача дирижера прояснение «невидимой» для группы информации,
|