достигается благодаря «Эго-тренингу в действии» отработке большей гибкости Эго-границ,
переопределению собственных возможностей и ограничений, задействованию высвобожденной энергии
для творческого самовыражения и включению в большее количество социальных взаимоотношений на
основе новых способов и форм взаимодействия. Говоря об этом, Фулкс отмечает: «Самым
эффективным фактором при изменении является тренинг "Я" в действии и не столько понимание или
толкование в словах, сколько длительное корригирующее взаимодействие с другими» (цит. по:
Дидерихс-Пешке, с. 44-56).
- Оптимальная работа в психотерапевтической группе не допускает длительных перерывов.
Групп-анализ всегда имеет дело с личностью в целом, включая ее социальное, политическое,
семейное и т. д. окружение. Важно подчеркнуть, что нарушение этих принципов может приводить к
развитию в группах деструктивных процессов.
Л. Зинкин, рассматривая групповой «феномен зеркала», высказывал мысль о том, что такое
видение может приводить не только к возникновению интереса, личностным трансформации и
развитию, но и к ярости, панике, отрицанию или бегству так называемому феномену «пагубного
отражения» (malignant mirroring). Как полагает автор, видя себя в зеркале, человек скорее ощущает
отчуждение, нежели поддержку. Кроме того, отражение истины может сильно травмировать участников
группы, еще не готовых к принятию правды о себе, особенно в ситуациях, когда наблюдается большое
расхождение между тем, что человек увидел в «зеркале», и тем, что он ожидал там увидеть.
Катастрофичность «пагубного отражения» может привести к переходу группы в деструктивную
фазу или к значительному усилению уже имеющихся деструктивных процессов в группе (нарушение
групповых правил, внезапное прерывание курса без объяснений и т. п.).
М. Нитсан говорил о том, что некоторый идеализм в отношении безусловной терапевтичности
психологических групп, вытекающий из чтения теоретических работ, может приводить к излишней
самонадеянности и беспечности со стороны дирижера. Это неизбежно приводит к формированию
«антигруппы» группы, перенацеленной на расчленение и подрыв самой себя.
Техника групп-анализа
В групп-анализе различают: малые группы (до 8 человек), средние группы (от 12 до 20 человек)
и большие группы (более 22 человек).
Средние и большие группы используются для разрешения так называемых «менеджмент-
конфликтов» управленческих, организационных и социальных конфликтов.
Собственно психотерапевтической считается малая группа
[Группа должна быть достаточно
велика, чтобы считаться репрезентативной обществу и в то же время достаточно мала, чтобы имелась
возможность отслеживать реакции каждого отдельного участника и исследовать причины их
возникновения.], которая встречается один-два раза в неделю по 90-180 минут.
Группа может быть открытой или закрытой для доступа новых участников. Каждая из этих
форм работы имеет свои достоинства и недостатки. В закрытой группе более четко видны
психодинамические процессы. Однако открытая группа позволяет глубже проработать переживания,
связанные с чувствами разлуки, печали, боли, разочарования, а также ярости, зависти, раздражения,
агрессии. При этом такие переживания могут наслаиваться на актуальный групповой процесс, блокируя
либо усиливая его. [При включении в группу новых участников активизируются процессы регрессии,
так как, проходя свою собственную начальную стадию, они могут либо приспосабливаться к
имеющейся структуре группы, либо нет. При выходе одного из членов группы могут подниматься такие
темы, как разлука, потеря, смерть и разрушение, которые опять-таки либо принимаются, либо
отвергаются группой. Таким образом, любые изменения могут либо усиливать, либо ослаблять группу в
зависимости от уровня индивидуального и группового развития. По мнению У. Байона, это
способствует активизации основных допущений.]
Полный курс групп-анализа в среднем занимает от 1 до 3 лет. Наиболее эффективен групп-
анализ при работе с невротическими и психосоматическими расстройствами, нарушениями
коммуникации, возникшими вследствие психического заболевания [Особенно для психотерапии
пациентов с так называемыми ранними травматическими нарушениями (например, пограничная
нарциссическая патология), которые зачастую страдают от особенно сильных страхов разлуки и
потери.], посттравматической патологией, психологическими проблемами общения, агрессии,
сексуальности, зависимости, суицидального поведения.
|