Navigation bar
  Print document Start Previous page
 106 of 325 
Next page End  

Отметим, что З. X. Фулкс предпочитал работать с относительно гомогенными группами
(например, с группами лиц, имеющих одинаковый возраст), состоящими из пациентов с достаточно
высоким уровнем интеллектуального развития (IQ не ниже 110).
Цель групп-аналитической психотерапии Фулкс формулировал следующим образом: «Мы не
ставим своей целью изменить пациента согласно нашим собственным представлениям об образе так
называемого нормального человека или сделать клиента идеально функционирующим в его культуре.
Мы хотим сделать пациента свободным от тех сил, которые вредят развитию его личности или
собственным источникам его развития. Другими словами, освободить внутреннюю психическую жизнь
пациента от того, что мешает его развитию и изменению — освободить от внутренних блоков. В этом
плане групп-аналитическая психотерапия является в некотором смысле "разучиванием человека"». [В
1993 г. организаторы IX Европейского симпозиума по групповому анализу в Гейдельберге
сформировали в качестве основной задачи групп-анализа «изучение существующих границ» между
людьми (например, между пациентами и врачами, менеджерами и рабочими, преподавателями и
обучаемыми, представителями различных культур и т. д.).]
Представители различных течений групп-анализа (например, представители европейской школы
и американского континента) по-разному моделируют психотерапевтический процесс. Обобщая, эти
модели условно можно разделить на хронологические (начальная, средняя и конечная фазы), а также
структурированные по содержательным критериям. Содержательные в свою очередь условно
можно разделить на модели «слоеные» и «процессуальные».
Трехслойная модель группового анализа, которую описывает П. Куттер, включает в себя:
1) поверхностный слой сознательного общения — на данном уровне большое внимание
уделяется роли, которую пациент играет в обществе;
2) слой переноса и контрпереноса — внимание уделяется проекциям на дирижера детских
конфликтов с родителями;
3) глубинный слой «аналитического и диатрофического равенства»
[Анаклитический и
диатрофический (от греч. примыкающий и питающий) — понятия психодинамической психотерапии,
описывающие состояния глубокой регрессии, при которой пациенты бессознательно стремятся
присоединиться к психотерапевту и получить от него поддержку наподобие младенца, льнущего к
материнской груди.] — внимание уделяется попыткам группы примкнуть к дирижеру, сопровождаемым
процессами идеализации и разрушения.
Сравнение «слоеных моделей» групповой психодинамической психотерапии приводится в табл.
2.1.
Таблица 2.1. Сравнительная таблица слоеных моделей групповой психодинамической
психотерапии (по Куттеру, 1997)
Слой
Модель В.
Шиндлера
Модель У.
Байона
Модель З.
Фулкса
Модель П.
Куттера
Модель А.
Хейгль-Эверса и
Ф. Хейтля
Модель Д.
Занднера
«Основная»
матрица (по Дж.
ван дер Клей)
4
Рабочий союз.
«Договор»
Рабочая
группа
Актуальная
плоскость
Плоскость
групповой
динамики:
статус, роли
Нормативная
регуляция
отношений, итог
(интерактивная
групповая
терапия)
Рефлексивно-
интерративная
плоскость
3
Новые реальные
отношения
Динамическая
матрица (по
Дж. ван дер
Клей)
Нормы
Hosted by uCoz