группового психотерапевта: хотя пациенты часто настаивают на том, чтобы психотерапевты были более
близкими, теплыми, открытыми, человечными, одновременно с этим они выдвигают и другое
требование чтобы психотерапевты были «более, чем просто человечными». Разрушение иллюзии о
«сверхчеловеке» ставит группу и каждого ее участника перед экзистенциальными проблемами полного
одиночества и собственной ответственности.]
Кроме этого, во время перерывов в работе часто усиливаются эротические трансферы и страхи
расставания. Дирижеры склонны скрывать свою незащищенность, действуя так, как будто члены
группы не могут их понять. Собственная тоска дирижеров по защищенности, теплу и постоянному
пространству для отношений может в значительной степени усложнять момент предоставления
пациентам автономности и проверки ими собственных способностей. Подобная тенденция может быть
характерна и для агрессивности.
На 24-й групповой сессии, отличавшейся выраженным сопротивлением обсуждаемой тематике
межличностных взаимоотношений, сложившихся в группе, что проявилось в виде молчания
участников, один из них оценил группу следующим образом: «никто не выйдет отсюда живым». На
короткое время это оживило групповую дискуссию. Его поддержали другие участники, заявив об
аналогичных ощущениях; была обсуждена тема «вредности/полезности» психотерапии вообще и групп-
анализа в частности. Несколько участников рассказали об одинаковых сновидениях или фантазиях. Но
затем группа впала в «привычное» состояние. В конце концов это латентное напряжение
трансформировалось в агрессию по отношению к дирижеру. У группы появилась даже фантазия о том,
что дирижер «отсутствует» в группе или просто уснул. Среди обсуждения один из участников заметил,
что вместо положенных 90 минут группа продолжается уже два с половиной часа. Другие участники
согласились, сказав, что они давно это заметили, но боялись обратить внимание. В результате группа
проработала 180 минут без перерыва. Обсуждая сложившуюся ситуацию, дирижер сказал, что забыть о
времени его заставили собственные сильные переживания, связанные с ощущением отверженности и
враждебности со стороны группы.
Анализируя ситуативные и трансферентные реакции, дирижер пытается установить, какая из
родительских фигур более важна для каждого из участников групп. Для того чтобы дирижер мог
свободно выполнять «материнские» и «отцовские» функции по отношению к группе, он должен
проработать свои собственные полоролевые конфликты (т. е. женщина должна понимать, принимать и
быть способной управлять собственными активностью, агрессией, рациональностью; мужчина должен
уметь быть чувствительным, мягким, интуитивным).
По мере продвижения групповой работы учащаются личностные конфликты. Для работы с ними
дирижер может использовать техники драматизации конфликтов и повторения актуальных тем.
Драматизация состоит в том, что эмоциональное напряжение, связанное с конфликтами, доводится до
такой степени, чтобы каждый член группы начал их осознавать. Повторение значимых тем приводит к
тому, что как бы старательно опасные или травматические сюжеты ни вытеснялись или ни отвергались
группой, она не может уйти от их обсуждения.
Так же как и при индивидуальной психодинамической терапии, дирижер главным образом
старается внимательно слушать поток свободных ассоциаций в группе. Но при необходимости он
может не только останавливать участников и возвращать их к основным обсуждаемым темам, но и
комментировать происходящие события, высказывать свои чувства, мысли, ассоциации, фантазии. Его
искусство заключается в том, чтобы позволять участникам группы любить и ненавидеть себя, при этом
давая возможность в безопасной атмосфере, вместе с другими людьми исследовать эти чувства и
способы их выражения.
Постепенно, благодаря такому поведению дирижера, участники группы начинают понимать свои
жизненные роли, стоящие за ними жизненные «сценарии», бессознательные мотивы и причины такого
поведения. Но в групп-анализе понимание считается необходимым, но недостаточным условием для
изменения. Для того чтобы понимание реализовалось в виде конкретных действий по изменению
жизни, необходима соответствующая групповая культура, которая проявляется в попытках осознанного
подражания некоторых членов группы дирижеру и обеспечивает поддержку и понимание, необходимые
каждому из участников. [Используя понятия теории X. Когута, можно сказать, что группа как целое
может выступать для каждого участника в качестве сэлф-объекта, используемого для личностного роста
и развития Самости.]
Как замечает М. Нитсан, начальная стадия групп-анализа является наиболее трудоемкой,
проблемной и сложной, так как связана с переживаниями первых трех месяцев «младенчества»
периода, когда происходит интеграция отдельных зон Эго [Напомним, что начальный этап развития Эго
|