характеризуется состоянием расщепленности, т. е. «дезинтеграции» не с самим собой, а с окружением
(шизоидно-параноидная стадия). Для интеграции необходимо удовлетворение матерью абсолютной
зависимости ребенка как основного условия его дальнейшего развития. В случае возникновения
периодов депривации или тревоги ребенок может вновь регрессировать к фазе дезинтеграции.]. Общая
неопределенность ситуации, слабость обычных психологических защит, отсутствие «особой»,
индивидуальной связи с психотерапевтом погружают группу в сильную тревогу, при которой
архаические процессы дезинтеграции и фрагментации переживаются как реальные, из-за чего члены
могут испытывать переживания, ассоциирующиеся с ранними стадиями собственного развития. В
работе Нитсана такая тревога называется психотической и рассматривается прежде всего как
закрытость по отношению к групповому опыту.
Так, позитивные ожидания избавления от страданий, поддержки, установления эмоциональной
близости в связи с этой тревогой исчезают или трансформируются в установки «защиты от нападения»
со стороны других участников группы, воспринимаемых в качестве «странных» и «враждебных».
Попытки обнаружить и понять собственную психодинамику сопровождаются страхом разоблачения
(опять же связанным с риском «быть атакованным»).
Следующий этап начальной стадии отсчитывается с того момента, когда у участников уже
сформированы первые впечатления от группы, завязались определенные контакты с некоторыми
участниками группы и дирижером, возникла (или усилилась) мотивация к продолжению такой
психологической работы. Согласно законам и «слоеных» и процессуальных моделей групп-анализа,
чуть-чуть освоившись в группе, участники начинают бороться за ее «любовь» и власть в ней. Это может
приводить как к конфронтациям в группе (например, в форме инфантильного гнева на ведущего за то,
что он собрал именно данных людей, что он не структурирует группу и т. п.), так и страху перед
деструктивными тенденциями, что в свою очередь вызывает тревогу. [Некоторые ортодоксальные
аналитики склонны рассматривать взаимоотношение группы с дирижером на этом этапе как
рекапитуляцию описанного З. Фрейдом патриархата в первобытной орде.]
Одним из характерных признаков перехода на этот этап служит появление в общей
коммуникации высказываний типа «ты должен» и оценок поведения других участников. Так, в
смешанных группах, например состоящих из врачей-психотерапевтов, психиатров и психологов,
разгораются баталии за право «правильного» понимания и оценки происходящих процессов и
соответственно распределения «ролей» и «функций» между участниками группы. Кроме этого, в группе
может возникать псевдооткровенность, направленная на завоевание некоторого «особого» статуса.
Одним из механизмов психологической защиты, который ограничивает терапевтическое
продвижение группы, но одновременно позволяет группе «работать» с основными тревогами,
выступает шизоидно-параноидное расщепление на «хорошие» и «плохие» объекты. Например, в группе
может наблюдаться расщепление на «хорошего» дирижера и «плохую» группу, когда группа
воспринимается как враждебная и опасная, а дирижер как объект поклонения и восхищения.
В качестве примера можно привести сновидение, которое рассказал на 12-й сессии один из
участников обучающей группы. Его краткое описание сводилось к следующему. Маленький ребенок
обнаруживает у себя в комнате непонятное чудовище, которое спускается из вентиляционного
отверстия и пытается наброситься, чтобы укусить. Он кричит, плачет, зовет на помощь родителей,
которые приходят, но чудовище успевает исчезнуть. Родители уходят, и ребенок слышит за дверью, как
они начинают спорить, верить ему или нет. Отец настаивает на том, что что-то действительно
происходит, в то время как мать говорит о том, что ребенок болен и это проявление его воспаленной
фантазии. На следующую ночь чудовище снова приходит, и, когда оно уже начинает тянуться к лицу
ребенка, неожиданно появляется спрятавшийся в комнате волк (в которого превратился отец) и
разрывает чудовище на части. На глазах у отца и ребенка части истекают черной жидкостью и,
распространяя зловоние, сгнивают.
Группа проинтерпретировала сновидение следующим образом. Ребенок участник группы,
которому снился сон; чудовище поднимающиеся из бессознательного агрессивные эмоции; отец
дирижер; мать ко-терапевт и одновременно вся группа в целом; сюжет отражает бессознательную
фантазию участника об идеализированном внешнем объекте, способном поддерживать и защищать, а
также способствовать удовлетворению всех желаний (базовое допущение зависимости).
На данном этапе групповой работы особенно важен производный параноидно-шизоидный
феномен «исчезновения» условная потеря части тела или психики (по аналогии с этапами развития),
что проявляется как страх потери, ухода членов группы, страх утерять понимание смысла
происходящего в группе и т. п.
|