Navigation bar
  Print document Start Previous page
 112 of 325 
Next page End  

Так, на 3-й групповой сессии одна из участниц, характеризуя жизнь, сказала, что она напоминает
«луг, на котором пасутся лошади и гуляют дети». Группа активно пустилась в обсуждение приведенной
метафоры, которое продлилось около 40 минут. Однако в конце сессии, когда дирижер заметил, что в
метафоре напрочь отсутствует упоминание о мужчинах и в своем обсуждении группа также
игнорировала присутствие и мнение участников-мужчин, для всех (в том числе и для мужчин)
сказанное явилось открытием, выведшим группу на рассмотрение существующих полоролевых проблем
и трудностей во взаимоотношениях между женщинами и мужчинами.
Некоторая минимальная сплоченность группы, с одной стороны, и процессы параноидно-
шизоидного расщепления — с другой, могут стимулировать преждевременный переход на личностные
проблемы или форсирование групповой динамики. М. Нитсан обозначает это как «покушение
матери», проводя аналогию с тем, как мать своей чрезмерной опекой иногда может чрезмерно
вторгаться в формирование психики ребенка. Подобное вторжение может служить причиной
«перескакивания» или искажения развития на соответствующей стадии. [Как отмечает В. И. Натаров,
подобные «покушения» особенно свойственны отечественной психотерапевтической среде.]
Это достаточно сложный период для дирижера, так как параноидная тревога преждевременной
интервенции может спровоцировать другую крайность — состояние «неподвижности», т. е. пассивного
невмешательства, диктуемого установкой «лучше не делать ничего, чем делать что-то неправильно».
Этому способствует и западная модель минимального вмешательства в создание групповой культуры.
Противовесом такой позиции служит установка «тревожной заинтересованности», аналогичная
материнской заботе. [В связи с этим возникает вопрос о необходимости поддержки дирижера на этой
стадии. М. Нитсан отмечает, что как большинство матерей зависит от ближайшего окружения, так и
ведущему «...могут помочь поддержка, обратная связь, помощь коллег, когда у него возникает тревога,
саморазочарование на фоне действующих в группе шизоидно-параноидных механизмов. Тем более что
подобные процессы — фрагментация и расщепленность — могут вызвать у отдельных участников
недовольство или угрозы по отношению к дирижеру; они как бы погружают ведущего в проективную
идентификацию с группой или используются группой в роли объекта проективной идентификации, что
увеличивает тревогу или блокирует развитие группы».]
Для этой стадии характерна агрессия, но она никогда не бывает однородной. Так, в группе
наряду с ярыми «противниками» всегда обнаруживаются и горячие «сторонники». Пропорция и
пространственное расположение тех и других позволяют выявить характерологические особенности
участников. «Лидеры» данной стадии, нападающие первыми и наиболее активно, чаще всего проявляют
проблемы зависимости (контрзависимости), от которых они защищаются путем формирования
реактивного образования. Напротив, люди, встающие «на защиту» дирижера, обычно имеют в своем
жизненном опыте случаи привязанности к «ненадежным» объектам. Их защита имеет иод собой
бессознательную фантазию об образовании вместе с дирижером альянса против других участников
группы.
Начальный период формирования группы заканчивается тогда, когда группа объединяется путем
определения собственных границ, подобно тому как ребенок в условиях благоприятного окружения
становится способен различать «Я» и «не-Я». З. Фулкс считал понятие «границы группы» аналогичным
коже человека, которая и отделяет, и объединяет человека с внешним миром.
По мнению О. Кернберга, самоопределение группы проявляется в ее переходе к депрессивной
позиции, которая характеризуется чрезмерной ответственностью и интересом. На этой стадии группа
способна глубоко анализировать внутри- и межличностные проблемы, чувства стыда, вины, страха и т.
п., возникающие от познания собственных эротических и деструктивных импульсов. Но тревожность
предыдущей стадии может сохраняться в скрытой форме, периодически проявляясь подобно тому, как в
индивидуальном развитии ранние формы тревоги влияют на более позднее развитие и могут
проявляться на его последующих фазах.
На этой стадии развития групповой сплоченности (актуальной плоскости, по терминологии З.
Фулкса) и разворачивается основная психотерапевтическая работа. Рост внутренней раскрепощенности,
самораскрытия, сближения между участниками, взаимной поддержки приводит к тому, что
непосредственно всплывающие проблемы или те, которые были вскрыты на предыдущей стадии,
обсуждаются и прорабатываются более глубоко и эффективно. В какой-то мере можно говорить о том,
что, обозначив свои границы, группа «объединяется» против всего остального мира.
Одна из опасностей этой стадии заключается в возможности формализации и превращения
рабочей атмосферы в некий групповой ритуал. Страх перед ужасами начальной стадии может
сдерживать проявление негативных аффектов, по старой памяти ассоциирующихся с деструкцией
Hosted by uCoz