группы. Поэтому, чтобы групповое единение не превратилось в форму групповой защиты, дирижеру
необходимо следить за тем, чтобы у каждого участника была возможность дифференциации и
конфронтации.
Примерно в середине стадии групповой сплоченности начинают возникать темы, связанные с
расставанием, прощанием и утратой. Это может отражать как актуальные проблемы работы на этой
стадии, так и вызываться приближением окончания групп-аналитического процесса.
В медленно разворачивающейся группе обычно возникает фантазия о том, что группа никогда не
умрет. Также возможно отрицание расставания из страха перед регрессивным течением, которое может
мешать преодолению этой ситуации.
Поэтому дирижер должен способствовать уравновешенному обсуждению не только текущих
проблем, но и этих слабых или сильных тенденций, либо прямо удерживая эту тематику в фокусе
группы, либо используя различные метафоры (например, связанные с такими естественными
процессами, как отделение от семьи, получение образования и т. п.). Любая психологическая группа
ограничена во времени своего существования. Особенно это касается закрытых групп, динамика
которых не может быть стимулирована воздействиями извне.
Как и в индивидуальной психотерапии, группа может быть краткосрочной, ограниченной во
времени и с необозначенными сроками окончания (например, постоянно действующие обучающие
группы или группы в стационаре). Одной из отличительных особенностей групповых форм работы
является то, что группа продолжает свое существование после выхода одного из ее участников. Еще
одна отличительная особенность уход участника группы носит публичный и более сложный
характер (реальный и воображаемый), так как одновременно приходится расставаться с несколькими
людьми.
Дж. Рутан и У. Стоун считают, что завершение групповой работы (терминация) связано с
четырьмя факторами:
1) уровнем развития группы;
2) типом завершения;
3) психическими процессами участника;
4) психическими процессами психотерапевта.
К. Гефельд выделил следующие варианты завершения группового процесса:
1) расставание и
2) отделение от группы.
Расставание неподготовленный и неоформленный процесс ухода участника из группы,
сходный с внезапным разрывом. Наблюдения показывают, что аналитическую группу редко оставляют
в первые 6 часов групповой работы, чаще это происходит после 20-25 часов. Иногда это может
случаться без всяких объяснений; в некоторых случаях, наоборот, с заранее подготовленной
рациональной позицией, поддерживаемой интеллектуальными механизмами психологической защиты.
Случается, что участники группы могут преднамеренно провоцировать ситуации собственной
травматизации или обиды, ставя всю группу и дирижера в двусмысленное положение: уходят ли они из
группы из-за того, что их здесь «не любят», или их «не любят» из-за того, что они психологически все
это время находились вне группы.
С расставанием связаны переживания двоякого характера: активности и пассивности (когда
оставляешь ты или же когда оставляют тебя), вины и зависти, агрессии и обиды и т. п. Их валентность и
интенсивность зависят от степени и «окраски» той связи, которая существовала между ушедшим
участником и группой.
Так, если группа работает относительно недавно и близкие, доверительные отношения между ее
участниками еще не сформировались, люди могут уделять больше внимания вопросам собственной
безопасности, чем чьему-либо уходу. Мало того, поскольку атмосфера безопасности в группе еще не
сформирована, право ухода из группы может рассматриваться некоторыми участниками как элемент
этой самой безопасности, тем самым только укрепляя ее.
Валентность переживаний определяется развитостью регрессивных тенденций. Чувства вины и
«ответственности за случившееся» связаны с фантазиями о том, что участники сделали «не все» для
предотвращения ухода. В своей основе эта фантазия напоминает переживания детей, ощущающих свою
вину за развод или болезнь родителей либо других ближайших родственников.
Чувство стыда связано с восприятием ухода участника как победы над ним других членов
группы, которые получили возможность привлечь к себе больше внимания. Может также
присутствовать чувство зависти, связанное с тем, что у отсутствующих теперь нет необходимости
|