активно участвовать в групповом процессе.
Отметим, что расставание на начальной стадии обычно редко и недолго служит материалом для
обсуждения в группе. Это отнюдь не связано с общим равнодушием, просто группа на этой стадии еще
боится проявлять свои истинные чувства. Обычно «настоящее» обсуждение такого события происходит
на более поздних стадиях развития группы, когда к нему возвращает возникшая в группе тема или
случай из группового опыта.
Расставание на более поздних стадиях вызывает у участников практически те же чувства, но
теперь они более доступны для осознания и групповой дискуссии. Кроме того, обсуждение ухода
больше наполнено эмпатическими чувствами к расстающемуся участнику, а также попытками провести
взаимосвязи между случившимся инцидентом и собственным поведением каждого из остающихся. В
связи со зрелостью группы могут даже предприниматься попытки нападения на дирижера (например, за
то, что он включил в группу такого участника).
Выделяют следующие типы расставания:
- неполное излечение;
- «исцеляющие фантазии» когда участник покидает группу, удовлетворив в ней свои фантазии
о групповой психотерапии;
- расставание участников с «ограниченными возможностями», т. е. оказавшимися непригодными
для такой формы психотерапии;
- расставание, связанное с сильным сопротивлением;
- расставание по внешним причинам (переезд, изменение условий работы или материального
положения и т. п.).
Несмотря на обстоятельства, при которых происходит расставание, ушедшие участники чаще
всего вспоминают о своем опыте участия в группе (причем эти воспоминания обычно позитивны) и их
волнует вопрос о том, вспоминают ли о них другие участники и психотерапевт или нет.
Для дирижера, как и для других участников группы, момент расставания служит полем для
анализа его собственных переживаний по этому поводу. Расставание может пробуждать в нем
контртрансферентные чувства утраты, наносить нарциссическую травму («я оказался недостаточно
успешным, я не завоевал доверия, уважения, любви этого участника»), вызывать чувство тревоги по
поводу того, как помочь пациенту расстаться с группой максимально «нетравматично» и страха, что
группа распадается и вскоре ее покинут все остальные участники. В качестве «противоядия»
рекомендуется иметь опыт ведения нескольких групп.
Отделение от группы более зрелый и подготовленный процесс, связанный с осознанной
проработкой чувства печали. В ходе этого процесса всем участникам предоставляются время и место
для того, чтобы оформить процесс завершения всеми имеющимися средствами в соответствии с
правилами групп-аналитической психотерапии. Необходимо подчеркнуть, что отделение от группы или
успешная терминация (завершение психотерапевтического процесса) представляют собой нечто
большее, чем просто прекращение групповой работы, это важнейшая часть психотерапевтического
процесса.
Как и при индивидуальной работе, определение оптимального срока окончания терапии
довольно затруднительно. З. Фрейд назвал целью курса психоанализа «обретение способности любить и
работать». Но на практике возникает ряд трудностей.
Во-первых, в реальной жизни редко удается достичь идеальных условий одновременного
достижения целей конкретными пациентами, психотерапевтом и группой. Так, на завершающей стадии
некоторые пациенты все чаще ставят вопрос о прекращении психотерапии, в то время как другие
участники, частично находящиеся еще на предыдущей стадии групповой работы, пытаются остановить
групповой процесс или повернуть его вспять (например, вновь обращаясь к исчерпавшим себя
проблемам или рецидивируя первичную симптоматику). Возможно и обратное: вся группа находится на
предыдущей стадии, в то время как некоторые ее участники достигают таких результатов, когда любое
дальнейшее психотерапевтическое изменение становится «антитерапевтичным» (например, когда
участник группы «перерастает» своего партнера, что грозит разрывом их отношений).
Даже в группах, ограниченных по времени, процесс отделения может осложняться из-за
скрываемых или открыто выражаемых чувств сожаления, фрустрации, несогласия с установленной
датой окончания. При этом участники группы могут выносить на обсуждение недостаточно попятные
интерпретации, возвращаться к обсуждению допущенных дирижером ошибок, пытаться «разобраться
до конца», что тоже «способствует» продолжению работы (так называемый «скачкообразный паттерн
улучшений»). В группе могут возрождаться примитивные фантазии о дирижере как о «плохой матери»,
|