неспособной удовлетворить базисные потребности участников.
Соответственно изменяются и чувства дирижера. На стадии завершения он обычно испытывает
чувство облегчения, так как по мере групповой проработки трансферентных чувств участники группы
начинают воспринимать его как реального человека, а не как объект для проекций. С его же стороны
происходит «постепенный отказ терапевта от контрпереноса» процесс отстранения от группы и ее
участников, требующий от дирижера готовности «остаться наедине с собой, не чувствуя себя при этом
одиноким» (Куттер, с. 172). [Из-за этого участники могут чувствовать разочарование.] Но если дирижер
к этому не способен, возникает опасность формирования связи, удерживающей группу рядом с
дирижером, что аналогично чрезмерной родительской опеке, мешающей нормальному развитию
ребенка.
Во-вторых, при «затягивании» психотерапии (например, когда группа путем голосования решает
вопрос о продлении срока работы) группа начинает использоваться в качестве защиты и препятствия
для изменений в реальной жизни. Например, некоторые участники могут продлевать срок своего
пребывания в группе до тех пор, пока они «найдут себе брачного партнера, установят дружеские
отношения, решат свои проблемы на работе» и т. п.
П. Куттер приводит следующие критерии необходимости завершения группового процесса:
1) проработка бессознательных конфликтов привела к исчезновению симптомов, которые
заставили пациента обратиться за помощью и прибегнуть к групповой психотерапии;
2) групповая работа сформировала более зрелые Суперэго и Эго-идеал, а также такие Эго-
функции пациента, которые обеспечивают большую самостоятельность;
3) в процессе повторного оживления и психологической проработки значимых детских
конфликтов пациент смог преодолеть инфантильную амнезию;
4) в процессе групповой работы пациент смог преодолеть сопротивление и приобрел
способность к адекватному восприятию объективной реальности, не искаженной проекциями;
5) пациент в большей или меньшей степени освободился от психологической «инерции»
позитивного и негативного эдипова комплекса;
6) в контексте половой идентичности у пациента сформировалась зрелая маскулинная или
фемининная позиция;
7) благодаря работе в группе пациент усвоил навыки самоанализа и научился применять их на
практике.
Отметим, что эти критерии касаются групп, сформированных из пациентов, чьи расстройства
носят невротический характер.
Для групп, состоящих из пациентов с пограничными и психотическими расстройствами, этих
критериев значительно меньше. Согласно Дж. Бленку и Р. Бленку, они включают появление у пациента:
1) идентичности и способности различать «Я» и объектные репрезентации, а также сохранять
независимость объектных репрезентаций от психического состояния;
2) более высокого уровня интеграции, указывающего на психическую структуризацию;
3) постоянных объектных отношений;
4) сравнительно зрелых защит;
5) более эффективного функционирования «Я». [При нарциссических расстройствах
добавляются: 1) преодоление идеализированных переносов и 2) снижение нарциссической активности.]
Одно из важнейших условий для успешной терминации групп с необозначенным сроком
завершения объяснение процедуры расставания и отделения еще на стадии формирования группы.
Так, обычно дирижер сообщает, что участник может уйти из группы, когда решит совместно
поставленные задачи групповой психотерапии, но при этом он должен заранее сообщить о своем
решении группе, чтобы она могла выразить чувства, связанные с его уходом. [По поводу конкретных
временных рамок в западных руководствах существуют разные мнения, например от одного месяца
(если участник пробыл в группе не менее полугода) до более продолжительного времени (если он
проработал в группе несколько лет). Наш опыт показывает, что этому следует посвятить от 2 до 4
групповых сессий.] Помимо этого, такое сообщение позволяет уходящему выслушать мнения группы
по поводу своего решения. [При успешной терминации участники обычно ценят мнения других членов
группы. Кроме того, их решение может носить не окончательный, а совещательный характер.]
В ходе отделения от группы традиционно обсуждаются как положительные результаты,
достигнутые с помощью групповой работы, и их перенос в реальную жизнь, так и сохраняющиеся
проблемы, над которыми участник продолжает работу и планирует работать в будущем. Часто для этого
используется техника «моделирования будущего» (индивидуальные или групповые фантазии на тему
|