можно распределить по следующим областям.
Во-первых, это область отношений «пациентврач». Пациенты зачастую воспринимают
врача [Подчеркнем, что, хотя речь в тексте идет о врачах, в условиях современных западных
медицинских учреждений под эту категорию могут подпадать психологи, социальные работники,
специалисты ЛФК, занимающиеся вопросами профилактики, психотерапии, психологической
коррекции и реабилитации пациентов с самыми различными видами заболеваний.] как магическую или
родительскую фигуру, способную творить чудеса. В связи с этим пациенты склонны перекладывать на
него все усилия и ответственность за свое выздоровление. Нередко врач в силу вполне объективных
причин становится единственно близким пациенту человеком. Кроме того, поскольку бессознательной
целью многих заболеваний становится разрешение некоторого психологического конфликта (например,
привлечение внимания), врач из-за своих функциональных обязанностей оказывается «заложником»
различного рода психологических игр, в которых он может использоваться как в качестве главного
героя, так и в качестве статиста.
Во-вторых, это отношения «врач пациент». Врачи, склонные к самопожертвованию, могут
идти на поводу у своих контртрансферентных реакций и брать на себя роль матери или отца пациента,
соответственно строя отношения, в той или иной степени выходящие за рамки профессиональных
требований. Такое саморазрушительное поведение негативно сказывается как на самом враче
(возникновение невротических и психосоматических заболеваний, нарушение семейных и
межличностных отношений и т. п.), так и приводить к проблемам в его профессиональной деятельности
(например, к нехватке времени на других пациентов, невнимательности, высокой утомляемости и, как
следствие, повышению вероятности ошибки). Возможна и другая крайность. Постоянно сталкиваясь с
человеческим страданием, врач может выработать у себя настолько мощные механизмы
психологической защиты, что это приведет к «профессиональной деформации» (грубость, цинизм,
нарушения профессиональной этики и т. п.). Особенно этому способствует широкое развитие
медицинской техники, приводящее к еще большему отчуждению между всеми участниками лечебного
процесса.
В-третьих, это весь комплекс отношений, возникающих при подготовке медицинских
специалистов. Некоторые из контактов с пациентами, которые происходят в годы обучения или
ординатуры, накладывают значительный отпечаток на личностное и профессиональное становление
молодого специалиста (например, смерть детей, агрессивные пациенты, пациенты, пострадавшие от
врачебной ошибки и т. д.), формируя навыки разграничения профессионального и личного отношения к
пациенту.
В-четвертых, это отношения между высшим и средним медицинским персоналом, а также
техническими работниками, обслуживающими лечебные учреждения. Разность точек зрения и
подходов к процессу лечения создает «благоприятную» почву для возникновения профессиональных
кризисов и стрессов.
Наконец, в-пятых, это взаимоотношения между медицинскими работниками и различными
социальными институтами, в тех или иных аспектах своей деятельности соприкасающимися с
медиками и их пациентами.
Для решения этих проблем в 1950 г. была создана такая форма групповой психодинамической
работы, как балинт-группы.
Михаэль Балинт (Михаэль Мариус Бергсман, 1896-1970) родился в Будапеште в семье врача. В
1918 г., в год окончания медицинского факультета Будапештского университета, он прочел «Три очерка
по теории сексуальности» и «Тотем и табу» и серьезно увлекся психоанализом. Вскоре он переехал в
Вену и начал посещать лекции Ш. Ференци (ставшего в 1919 г. первым в мире университетским
профессором по психоанализу).
В 1924 г. Балинт вернулся в Будапешт, где вскоре стал членом Будапештского
психоаналитического общества. В начале 1930-х гг. он начал проводить семинары с практикующими
врачами, на которых изучались психотерапевтические возможности обычной врачебной практики. В
связи с изменившейся политической ситуацией в конце 30-х гг. Балинт эмигрировал в Великобританию,
где вначале работал в Северном Королевском госпитале в Манчестере, а с 1945 г. в Тавистокском
госпитале в Лондоне. Именно здесь в 1950 г. он начал проводить свои психотерапевтические группы с
врачами.
В 1968 г. Балинт стал президентом Британского психоаналитического общества. Скончался он в
1970 г.
Балинт-группы форма групповой психологической работы, в ходе которой ее участники
|