Navigation bar
  Print document Start Previous page
 118 of 325 
Next page End  

(врачи, психотерапевты, медицинские психологи — 8-12 человек) представляют те случаи из своей
практики, с которыми возникли определенные проблемы. Кроме этого, сегодня балинт-группы
применяются как форма обучения студентов и метод повышения квалификации. Отметим, что в
западных странах участие в балинт-группах является обязательным для получения специализации по
психотерапии и оплаты гонорара психотерапевтов, работающих в психосоматической клинике, из
страховой кассы. Участие в балинт-группах не предполагает какого-либо предварительного опыта.
Но для того чтобы выступать в качестве руководителя балинт-группы, психотерапевт должен
отвечать определенным требованиям. Например, согласно закону ФРГ от 1 ноября 1997 г., критерии
соответствия врача званию руководителя балинт-группы следующие: 1) членство в национальном
Балинтовском обществе [Действительными членами Международного Балинтовского общества
являются следующие страны: Великобритания, Венгрия, Германия, Италия, Литва, Польша, Россия,
Румыния, Словения, США, Финляндия, Франция, Швеция, ЮАР.]; 2) последипломное образование в
области психотерапии или психоанализа и последующий, как минимум трехлетний, опыт в этой сфере;
3) участие в 35 спаренных сессиях постоянной балинт-группы, проводимой руководителем,
признанным национальным Балинтовским обществом; 4) работа ко-терапевтом в балинт-группе,
проводимой руководителем, признанным национальным Балинтовским обществом в течение по
меньшей мере 70 сеансов (по 1,5 часа); 5) участие по меньшей мере в 6 семинарах для будущих
руководителей балинт-групп национального Балинтовского общества (не менее 30 сеансов), причем для
этого необходимо самому провести 2 балинт-группы. [Заметим, что для психологов эти требования
несколько изменены: 1) специализация в области клинической психологии с дополнительным
психотерапевтическим образованием; 2) последующий трехлетний практический опыт в области
психодинамической терапии; 3) участие в балинт-группе, проводимой руководителем, признанным
национальным Балинтовским обществом (105 сессий по 1,5 часа), из них по крайней мере 35 сеансов в
постоянной балинт-группе; 4) участие по меньшей мере в 6 семинарах для будущих руководителей
балинт-групп национального Балинтовского общества (не менее 30 сессий), причем для этого
необходимо самому провести 2 балинт-группы; 5) опыт работы ко-терапевтом балинт-группы,
приобретенный на обучающих конференциях или в постоянной группе.]
Своими целями балинт-группы ставят:
- познание существующих отношений между работником медицинского учреждения и
пациентом;
- улучшение понимания пациентов и выработка умений передачи пациентам ощущения
понимания и поддержки;
- развитие чуткости к «тайным посланиям» пациентов и «вторичной выгоде» от их заболеваний;
- интеграция соматических, психологических и социокультурных аспектов заболевания при
постановке общего диагноза;
- выявление терапевтического значения отношений «врач—пациент»;
- осознание и применение терапевтического эффекта от «лекарства под названием "врач"»;
- осознание своих чувств, лучшее понимание и взаимодействие с «проблемными» пациентами;
- разрешение проблем, связанных с контактами между врачом и пациентом вне пределов
медицинского учреждения.
Балинт считал, что наиболее распространенным медикаментом во врачебной практике является
сам врач. На основе взаимных интересов, желаний, конфликтов и обид устанавливаются своеобразные
отношения врача и пациента, которые достаточно трудно объяснить в психологических терминах. В них
входят трансферентные и контртрансферентные реакции, идентификационные процессы, различные
социальные феномены (ролевые интеракции, внушение, «плацебо»-эффект и т. п.), но многообразие и
комплексность этих отношений не исчерпываются данными явлениями. Врач как бы вкладывает в
пациента определенный душевный капитал, а пациент, в свою очередь, является покупателем этого
капитала. Ценность этого вложения определяется общими переживаниями, связанными как с периодом
болезни, так и со здоровым состоянием. Благодаря им и врач, и пациент вместе учатся переносить боль
и тревогу, неудачи и конфликты, чувства надежды и разочарования.
Выделяют четыре уровня отношений врач—пациент.
1. Деловой уровень, соответствующий профессиональной компетентности, определяемой
стандартами существующей системы здравоохранения.
2. Информационный уровень, охватывающий то, что пациент сообщает или мог бы сообщить
врачу, а кроме того, вс¸, что сообщает пациенту врач.
3. Уровень действий, включающий в себя диагностические мероприятия, методы лечения,
Hosted by uCoz