медикаменты и т. п.
4. Уровень межличностный отношений, который охватывает надежды, желания, страхи и
ролевые ожидания пациента.
Соответственно процесс обучения в балинт-группах, позволяющий расширить и освоить
необходимые диагностические и терапевтические возможности, включает в себя следующие
направления работы.
-
Тайные послания пациента. Как и в любом другом виде человеческой деятельности, тесно
связанной с интенсивным межличностным взаимодействием, коммуникация «врачпациент»
происходит одновременно на нескольких уровнях. Так, наряду с целенаправленно высказываемыми
врачу жалобами пациент посылает неосознанные сообщения, зачастую имеющие не меньшее
клиническое значение, чем его рациональная речь. В качестве таких бессознательных «маркеров» могут
выступать на первый взгляд случайные, внешне незначительные высказывания пациента (например, «я
побывал уже у такого количества самых известных врачей, но...»), невербальные сообщения (дистанция
контакта; невербальные проявления, сопровождающие специфические медицинские процедуры,
например раздевание, и т. д.), неосознаваемые попытки воздействовать на врача с целью принятия им
«картины болезни» и т. п. Именно эти «тайные послания» способствуют формированию определенного
вида взаимоотношений между врачом и пациентом.
- Реакции врача на пациента. В качестве инструмента диагностики «тайных посланий» могут
служить те мысли, чувства и импульсы к действиям, которые пациент вызывает у врача. Внимание к
своим реакциям предоставляет врачу не только ценную информацию о пациенте, но и позволяет
строить свою работу более осознанно и объективно.
- Диагноз врачпациент. На основании интерпретации «тайных посланий» пациента и учета
собственных реакций на них врач учится ставить интегральный диагноз и познавать существующие
отношения.
В балинт-группах познание существующих отношений между врачом и пациентом считается
ключевым моментом, так как предполагается, что психосоциальная доля болезни пациента служит
проявлением давних нарушенных социальных отношений. Так же как при невротических и
психосоматических заболеваниях, в случае соматической патологии пациент страдает от «вторичной
компульсии», постоянно инсценируя давнюю травмирующую сцену во взаимоотношениях с врачом.
Если врач принимает предложенную роль или сценарий отношений, он становится элементом этой
навязчивости, еще больше усугубляя ее. Поэтому в балинт-группах особый акцент делается на
обучении врача «сценическому пониманию» особым диагностическим наблюдениям, опирающимся
на расшифровку «тайных посланий» пациента и на собственные чувства.
Основная идея Балинта заключалась прежде всего в том, чтобы научить врачей всех
специальностей понимать болезнь не только как результат действия определенных естественных
причин, не как злостный удар судьбы, а видеть в болезни проявление страхов и психологических
конфликтов заболевшего человека.
- Терапевтически эффективное формирование отношений врачпациент. Сформированное
диагностическое понимание отношений врачпациент позволяет не только защитить врача от ловушки
комплементарных невротических отношений, но и построить другие отношения, базирующиеся на
более зрелых психодинамических основаниях.
Сам метод работы в балинт-группах заключается в следующем. В отличие от традиционных для
медицины клинических разборов в балинт-группе участнику, нуждающемуся в групповой проработке
проблем, возникших у него во взаимоотношениях с пациентом, предоставляется возможность
совершенно непредвзято и безо всякой подготовки рассказать о них. При этом излагается не только
история болезни, но и впечатления от личности пациента, связанные с ситуацией эмоции,
воспоминания, ассоциации. Далее рассказанное становится объектом для дополнительных расспросов,
ассоциаций, догадок и фантазий, проясняющих проблему отношений коллеги со своим пациентом со
стороны других участников группы.
Любой феномен, возникающий в течение обсуждения в группе, имеет центральное значение, так
как связан с «феноменом резонанса». Сообщаемый случай не только рассказывается в группе, но и
одновременно еще раз разыгрывается в ней, причем тем яснее, чем более скрыта и непонятна
сообщаемая проблема для рассказывающего коллеги. Таким образом, обсуждаемая проблема дважды
презентируется в группе и поэтому становится доступной для участников группы в двух аспектах: во-
первых, через анализ участника, а во-вторых, дополнительно, посредством актуальных переживаний,
возникающих в групповом процессе.
|