Как и в других групповых психодинамических методах, особое внимание уделяется умению
врача «переводить» жалобы больного с языка «симптомов» на язык общечеловеческой коммуникации,
т. е. видеть скрытые психологические проблемы, прячущиеся за недугами. Вначале это происходит на
уровне «классических» медицинских симптомов, затем на «уровне отношений».
П. Куттер предложил различать три бессознательных измерения (уровня) ситуации обсуждения:
-
Отношения между докладчиком и его пациентом в ситуации «там и тогда», относящиеся к
состоявшимся реальным встречам. В этом измерении действуют силы переносов и контрпереносов.
-
Отношения в ситуации «здесь и сейчас», относящиеся к реалиям балинт-группы. При этом
имеются в виду четыре варианта проявляющихся переносов: 1) отношения между докладчиком и
руководителем; 2) отношения между докладчиком и группой; 3) отношения между группой и
руководителем (групповой перенос); 4) отношения между отдельными участниками группы и
руководителем.
-
Отношения, связанные с ситуацией «там и тогда», актуальные для балинт-группы в
ситуации «здесь и сейчас». Именно этот уровень и становится рабочим пространством балинт-группы,
и на нем интерпретируются первоначальные отношения между врачом и пациентом, предъявленные для
анализа.
Как отмечает автор, процессы переноса, протекающие на втором уровне, мешают достичь цели
балинт-группы: осознать бессознательное измерение первого уровня посредством использования
отражающих феноменов третьего измерения. С учетом психоаналитической концепции переноса-
контрпереноса достижение цели возможно только тогда, когда участники балинт-группы научатся
обнаруживать, понимать и интерпретировать свои реакции контрпереноса как ответы на
формирующиеся переносы, т. е. участники балинт-группы смогут контролировать свой контрперенос.
Критериями того, что контроль над контрпереносом установлен, является следующее:
1) исчезают неконтролируемые реакции на ситуацию («горизонтальность отношений») и
2) приобретается умение проверять чувства, обнаруженные в самих себе, на их интенсивность,
содержание и форму («вертикальность персоны»).
После этапов рассказа и анализа следует этап моделирования новых отношений, на котором
учитывается вся информация, полученная на предыдущих этапах. Обычно такие отношения требуют
мужества как от врача, так и от пациента мужества формировать глубокие, но осознанные
взаимоотношения, основанные не на разыгрывании невротических паттернов, а на доверии и
ответственности. Эффективным результатом работы балинт-группы, по словам Балинта, является
«существенная, хотя и ограниченная перестройка личности». Под этим понимается изменение двух
базовых параметров:
1) снижение тревоги и влияния механизмов психологической защиты (в том виде, в каком они
проявляются в процессе переноса на руководителя, группу и отдельных участников, или в
бессознательном выборе случаев, на которые проецируются собственные бессознательные проблемы) и
2) формирование «психосоциальной компетентности», наиболее важным компонентом которой
служит эмпатия.
Те же принципы действуют и в случае рассмотрения проблем, связанных с отношениями между
высшим и средним медицинским персоналом, техническими работниками, а также медицинскими
работниками и представителями различных социальных институтов. Так, например, совместная работа
в одной балинт-группе опытных врачей и студентов-медиков, медсестер, санитаров, социальных
работников способствует интенсивному обмену опытом как в профессиональном, так и в личном плане
(например, по поводу разрешения проблемы «отцов и детей», внедрения в лечебную практику новых,
современных методик лечения, культурно-этнических особенностей некоторых контингентов больных,
возможностей и несовершенства действующего законодательства и т. п.).
Литература
Беннис У., Шепард Г. Теория группового развития // Современная зарубежная социальная
психология: Тексты. М., 1984. С. 142-161.
ван Вик Ю. Е. Действующие факторы групповой аналитической терапии // Психоаналитический
журнал Харьковского областного психоаналитического общества. - 2001. - ¹ 2. - С. 57-80.
Гринберг Л., Сор Д., де Бьяченди Э. Т. Введение в работы У. Байона: группы //
Психоаналитический журнал Харьковского областного психоаналитического общества. - 2001. - ¹ 2. -
|