часть времени он проводил за книгами. В гимназии он страдал от одиночества, неудовлетворенности и
непринятия своего тела, постоянной болезненности.
Из школьной биографии Адлера хорошо известен случай, когда учитель математики, в связи с
тем что Адлера пришлось оставить на второй год, посоветовал его отцу забрать сына из школы и отдать
в ученики к сапожнику, так как «он, видимо, не способен ни на что другое» (Хьелл, Зиглер, с. 163). Но
отец отказался, и через некоторое время Адлер стал лучшим учеником в классе по математике. Позже
он писал: «Если бы отец последовал этому совету и позволил мне стать сапожником, я, вероятно,
хорошо преуспел бы в этом ремесле, но тогда я всю свою жизнь находился бы в убеждении, что
существует такая вещь, как неспособность к математике» (Orgler, p. 3).
В 1895 г. Адлер окончил Венский университет и начал практиковать как врач-офтальмолог и
общий терапевт в самых бедных районах города. В это же время он примкнул к социал-
демократическому движению. Увлечение социалистическими идеями привело Адлера к изучению
взаимосвязи условий труда и профзаболеваний. В 1898-1903 гг. он опубликовал несколько статей по
проблемам социальной гигиены.
В 1901 г. Адлер выступил в печати с рядом статей, где защищал от нападок работы Фрейда,
после чего по приглашению последнего вступил в кружок, собиравшийся по средам на квартире Фрейда
и позже получивший название Венского психоаналитического общества. Хотя во многих работах по
истории психотерапии Адлера упоминают как ученика и чуть ли не студента Фрейда, на момент их
встречи он уже состоялся как врач.
В 1907 г. Адлер опубликовал свою первую крупную психологическую статью «Исследование
недостаточности органов и ее психической компенсации». Идеи, выдвинутые в ней, заслужили
достаточно высокую оценку Фрейда. Однако последующая его работа, посвященная инстинкту агрессии
(1908), натолкнулось на неодобрение Фрейда [Гораздо позже, когда Адлер уже отказался от теории
инстинктов, а Фрейд развил концепцию влечения к смерти, Адлер провозгласил: «Я обогатил
психоанализ агрессивным влечением. Я с радостью преподнес им его в дар!».]. Расхождение во взглядах
усилилось и, усугубленное личным конфликтом [В 1910 г. на психоаналитическом конгрессе в Веймаре
по настоянию Фрейда было внесено предложение в обязательном порядке направлять все научные
статьи на проверку К. Г. Юнгу, которого Фрейд считал своим «кронпринцем» и преемником. Это
предложение Адлер расценил как ущемление свободы и выразил бурный протест. Пытаясь смягчить
ситуацию, Фрейд сделал Адлера президентом Венского психоаналитического общества и вместе с В.
Штекелем, соредактором психоаналитического журнала. Но в 1911 г. Адлер выступил перед членами
психоаналитического общества с четырьмя лекциями под названием «Критика фрейдовской
сексуальной теории эмоциональной жизни». «Горячность боя превзошла все, что до сих пор
приходилось переживать в кружке, уже видавшем виды» (Виттельс, с. 124). На следующем заседании
один из самых незначительных членов кружка предложил Адлеру «покинуть общество, с главой
которого у него полное расхождение» (там же). Ф. Виттельс, один из историков психоанализа, так
пишет об этом: «Адлера, которого Фрейд, по-видимому не без основания, считал честолюбивым, он
окружил почетом, что вызвало обиду со стороны других участников кружка, не удовлетворив Адлера...
Адлер сам приземистый и неуклюжий, до сих пор у меня перед глазами за столом кружка Фрейда, с
вечной сигарой во рту; на диалекте добродушного венского обывателя он то и дело возвращался к своей
мысли о неполноценности органов... Этот на редкость умный человек пренебрегает почти всем, что
создало славу психоанализу; вместо этого он пожинает дешевые лавры среди представителей так
называемого здравого смысла, который видит вещи такими, какими их видели всегда, и отказывается от
более глубоких познаний, если они противоречат традиционному вчерашнему» (там же, с. 121 125).],
завершилось тем, что в 1911 г. 10 из 23 членов Психоаналитического общества (большинство из
которых были социал-демократами) покинули его и создали Общество свободного психоанализа,
которое в 1912 г. было переименовано в Общество Индивидуальной психологии.
В 1914 г., во время Первой мировой войны Адлер добровольно поступил на службу в армию в
качестве военного врача и занимался лечением нервно-психических расстройств в Кракове, Брно и
Вене. После окончания войны он сосредоточил все свои силы и знания на проблеме воспитания детей и
воспитания воспитателей. По удачному стечению обстоятельств именно в это время правительство
первой Австрийской республики предприняло реформу образования, основные идеи которой во многом
совпадали с идеями Адлера. Принимая в этой реформе самое активное участие, в 1919-1924 гг. он
проводил еженедельные семинары по психологии детей и подростков, а затем по психологии великих
людей и по проблемам социальной психологии в академии «Народный дом». В 1923-1928 гг. Адлер
прочел курс лекций «Проблемы детей в школе» в Педагогическом институте Вены на факультете
|