коррекционного обучения. Кроме того, начиная с 1920 г. Адлер уделял много времени практической
работе в воспитательных консультативных центрах. Первый центр был организован при «Народном
доме» и предназначался для подготовки учителей, а к 1929 г. в Вене насчитывалось уже 28 таких
центров. [Зимой 1927-1928 гг. в новом Институте ведения детей в Нью-Йорке его слушал молодой
интерн К. Роджерс. «Приученный к довольно жесткому фрейдистскому подходу, который
практиковался в нашем институте, необходимы были 75-страничные истории болезни и изнуряющие
батареи тестов, прежде чем ты мог лишь подумать об оказании "терапевтической помощи", я был
поражен очень прямой и обманчиво простой манерой д-ра Адлера непосредственно обращаться к
ребенку или его родителям. Потребовалось длительное время, пока я понял, сколь многому я у него
научился» (цит. по: Сидоренко, с. 15).] В 1931 г. была создана экспериментальная школа
Индивидуальной психологии. Но в связи с экспансией немецкого национал-социализма в 1935 г. Адлер
переехал в США, где с 1926 г. почти каждую зиму читал курс лекций в Колумбийском университете.
Стремясь донести гуманистические идеи индивидуальной психологии до как можно большего
количества людей, Адлер, несмотря на серьезную опасность, продолжал выезжать в Европу для чтения
лекций и демонстрации методов своей работы. 28 мая 1937 г. в шотландском городе Абердине он умер
от внезапного сердечного приступа по пути на собственную лекцию. [Когда Фрейд узнал о его смерти,
он написал своему другу, который был очень расстроен этим известием: «Мне непонятна Ваша
симпатия к Адлеру. Для еврейского мальчика из пригорода Вены смерть в Абердине уже сама по себе
неслыханная карьера и доказательство того, как он преуспел. На самом деле мир щедро вознаградил
его за старания на ниве опровержения психоанализа» (цит. по: Хьелл, Зиглер, с. 164).]
Генезис невроза
Как и ортодоксальный психоанализ, индивидуальная психология видит корни невроза в
инфантильном опыте. Но качественное отличие состоит в том, что его причинами индивидуальная
психология считает не особенности психосексуального развития личности, механизмов
психологических защит, объектных отношений и т. п. а чувство собственной недостаточности,
специфическую борьбу за ее преодоление, развитость социального интереса и тип жизненного стиля
личности. Вероятно, на формировании этой концепции в определенной степени сказались особенности
раннего опыта ее создателя. Рассмотрим каждую из причин невроза.
Эволюция взглядов Адлера на ощущение недостаточности и борьбу за ее преодоление прошла
несколько этапов. В своей статье 1907 г. «Исследование недоразвития органов и их психической
компенсации» Адлер проводил мысль о том, что физиологическая недостаточность может быть
компенсирована развитием других органов или функций. Логика его размышлений заключалась в
следующем. Поскольку разные органы и функции человеческого организма развиваются неравномерно,
на каждой стадии онтогенеза существует ситуация, когда некоторые органы оказываются сильнее
других, а некоторые слабее. В дальнейшем человек чаще всего страдает от болезней того органа,
который был менее развит, был как бы «неполноценным» с рождения. Соответственно индивид либо
начинает беречь самый слабый орган, усиливая другие органы и функции (компенсация), либо
интенсивно и продолжительно упражняет его (сверхкомпенсация). Иногда эти усилия настолько
серьезны и продолжительны, что компенсирующие органы или сам слабейший орган становятся
гораздо более сильными, чем в норме.
В свойственной мыслителям конца XIX в. манере совершать экскурсы в историю цивилизации,
Адлер писал: «Многие из наиболее выдающихся людей, внесших огромный вклад в культуру, начинали
с несовершенных органов; зачастую у них было плохое здоровье и они рано умирали. И именно от тех
людей, которые жестоко боролись с трудностями, причиняемыми их собственным телом, как если бы
это были внешние обстоятельства, именно от этих людей мы получили больше всего пользы и
возможностей для продвижения вперед. Борьба усилила их, и они пошли дальше» (цит. по: Сидоренко,
с. 23). В качестве иллюстраций этого положения он приводил примеры из жизни великих людей
(Демосфена, Э. Мане и др.) или случаи из своей медицинской практики с артистами цирка, которые,
демонстрируя «чудеса ловкости и отваги» на арене, как правило, в реальной жизни отличались малым
ростом и имели многочисленные физические недостатки.
Несколько позже он экстраполировал этот феномен не только на физиологическое, но и на
личностное развитие. Исходя из того биологического факта, что при рождении человеческий ребенок
наиболее неприспособлен по сравнению с детенышами животных, Адлер делал вывод, что «на
|