черт. В каждой паре подчеркните качество, которое вы цените более высоко. Совершая выбор, спросите
себя, каким из двух качеств вы предпочли бы обладать как одной из ваших собственных характеристик.
Рассмотрим, например, первую пару: одаренный воображением рациональный. Если бы вы должны
были выбирать, каким бы вы предпочли быть? Подчеркните в каждой паре ту характеристику, которую
вы выбрали. Некоторые из качеств будут встречаться дважды, но в разных сочетаниях: ни одна пара не
повторится».
Далее приводится список личностных черт, начинающийся словами «Я предпочел бы быть».
1. Одаренным воображением Рациональным
2. Полезным Сообразительным
3. Умелым Сопереживающим другим
4. Уравновешенным Продуктивным
5. Интеллектуальным Деликатным
6. Надежным Честолюбивым
7. Уважающим других Оригинальным
8. Творческим Здравомыслящим
9. Великодушным Особенным
10. Ответственным Оригинальным
11. Способным Принимающим других
12. Заслуживающим доверия Умудренным опытом
13. Умелым Логически мыслящим
14. Прощающим других Утонченным
15. Продуктивным Уважающим других
16. Практичным Уверенным в своих силах
17. Способным Независимым
18. Энергичным Способным сотрудничать
19. Одаренным воображением Полезным
20. Реалистичным Высоконравственным
21. Деликатным Умудренным опытом
22. Сопереживающим другим Особенным
23. Честолюбивым Терпеливым
24. Трезвомыслящим Сообразительным
Показатель социального интереса определяется по сумме ключевых ответов: в парах 2, 7, 9, 12,
14, 21 и 22 по одному баллу начисляется за первую черту пары; в парах 3, 5, 11, 15, 18, 19, 20 и 23
за вторую. Пары 1, 4, 6, 8, 10, 13, 16, 17 и 24 являются буферными и баллы за ответы на них не
начисляются.
Дж. Кренделл установил, что у людей с высоким социальным интересом самооценка после
неудачи в личностно значимых заданиях стабильнее и что для них более характерен внутренний локус
контроля. Для людей с низким социальным интересом характерно более негативное отношение к
собственным родителям и к ранним переживаниям детства. По сравнению с теми, у кого более высокий
социальный интерес, они преувеличивают значение прошлого опыта для своей нынешней жизни. Кроме
того, Дж. Кренделл экспериментально доказал возможность ситуативного обуславливания колебаний
социального интереса. Оказалось, что социальный интерес снижается после неудачи в важном задании,
в период надвигающейся экзаменационной сессии и даже после воздействия на человека громким
звуком.
Шкала социального интереса в групповой психотерапии (Group Psychotherapy Social Interest
Scale) /10-
P.97-100/
используется для оценки наблюдаемого поведения участника
психотерапевтической группы. Оценка производится следующим образом: 1 балл за ответ «да» для
высказываний без звездочки и 1 балл за ответ «нет» для высказываний со звездочкой (*).
1. Вовремя приходит на встречи (в 90% случаев опаздывает не более чем на 5 минут).
2. Редко пропускает сессии (приходит по крайней мере в 90% случаев).
3. Справляется о других членах группы, если они отсутствуют.
4. Вербально реагирует на одежду, позы и выражение лица других членов группы.
5. Интересуется другими участниками.
6. Замечает изменения в поведении других участников.
7. Обсуждает в группе свои личные достижения и неудачи.
8. Выражает мысли и чувства достаточно ясно, чтобы члены группы могли его понять.
|