9. Упоминает прежние групповые дискуссии.
10. Не забывает имен других членов группы.
11*. Его легко обидеть или смутить.
12*. Любит командовать.
13. Пытается защититься, если кто-либо из членов группы нападает на него.
14*. Когда говорят другие, своей позой или выражением лица демонстрирует поглощенность
собой или скуку.
15*. Прерывает другого участника, чтобы начать собственный длинный монолог.
16. Обращается главным образом к группе, а не к терапевту.
17*. Заявляет другим участникам группы, что чувствует себя выше или ниже их.
18*. Делает резкие замечания другим участникам группы.
19. То, что он говорит, вызывает интерес у других участников группы.
20. Бывает, что участники группы ему снятся.
21. Пытается вовлечь в групповую дискуссию более тихих участников группы.
22. Выражает симпатию или неприязненные чувства другим участникам группы.
23. Словесно выражает сочувствие и сопереживание другим участникам группы.
24. Делает личные замечания в адрес терапевта.
25. Выражает озабоченность последствиями различных взаимодействий между членами группы.
26. Поддерживает надежду в других участниках.
27. Без всяких подталкиваний участвует в групповых дискуссиях.
28*. Проявляет подозрительность в отношении мотивов терапевта.
29. Стремится общаться с членами группы вне сессий.
30*. Стесняется кому-либо рассказывать о том, что проходит курс терапии.
31. Выражает свои чувства по поводу чьего-либо вхождения в группу или выхода из нее.
Разброс оценок по шкале составил у автора методики диапазон от 12 до 29 баллов при среднем
значении в 19,29 балла и стандартном отклонении 4,97 балла. Оценки по шкале оказались
положительно связанными с самооценками участников четырех терапевтических групп по показателю
«Мой вклад в благополучие других пациентов».
Соотношение между двумя главными личностными силами социальным интересом и
стремлением к превосходству в теории индивидуальной психологии Адлера описывается понятием
жизненного стиля личности.
Впервые термин «жизненный стиль» Адлер использовал в 1926 г. До этого он использовал
другие термины «направляющий образ», «форма жизни», «линия жизни», «жизненный план», «линия
развития целостной личности». Как отмечает Е. В. Сидоренко, «именно понятие стиля жизни придает
телеологичность всей концепции Адлера» (Сидоренко, с. 50).
Жизненный стиль это «значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели,
направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных
проблем» (там же). Жизненный стиль характеризуется: 1) очень ранним формированием; 2)
ошибочностью; 3) устойчивостью.
Адлер так описывает процесс формирования жизненного стиля: «Уже младенец стремится
оцепить свои собственные силы и свой удел во всей той жизни, которая окружает его... Значение жизни
постигается в первые четыре или пять лет жизни, и подходит к нему человек не через математический
процесс, но через блуждание в потемках, через ощущения, которые не до конца понимаются, через
догадки по намекам и нащупывание объяснений... и, вероятно, что-то похожее на ошибку неизбежно
вкрадывается, когда мы берем какие-то определенные переживания в качестве основы для нашей
будущей жизни...
К концу пятого года жизни ребенок уже достигает единого и кристаллизованного паттерна
поведения, своего собственного стиля в подходе к проблемам и задачам. В нем уже глубоко
укоренилось представление о том, чего ждать от мира и самого себя. С этих пор мир воспринимается им
через устойчивую схему апперцепции: переживания истолковываются еще до того, как они восприняты,
и истолкование это всегда согласуется с тем первоначальным значением, которое было придано жизни»
(цит. по: Сидоренко, с. 50-51).
Адлеровские описания проявления жизненного стиля во многом близки фрейдовскому
пониманию «повторных компульсий». «Даже если значение, которое мы придаем жизни, является
глубоко ошибочным, даже если наш подход к проблемам и задачам постоянно навлекает на нас
несчастья и страдания, мы никогда легко не отказываемся от пего» (там же).
|