называемых травм,
но творим из них то, что соответствует нашим целям. Мы самоопределяемся
теми значениями, которые придаем происходящему с нами» (там же).
Для исследования психологических проблем детства и прояснения событий, предшествовавших
обращению к психотерапевту, Адлер составил схемы детского и взрослого первичных интервью.
Первичное интервью со взрослыми пациентами
1. На что вы жалуетесь?
2. В каком состоянии вы находились, когда впервые заметили ваши симптомы?
3. Каково сейчас ваше состояние?
4. Кто вы по профессии?
5. Опишите ваших родителей их характер, состояние здоровья. Если они уже умерли, то какая
болезнь послужила тому причиной? Каковы были ваши отношения?
6. Сколько у вас братьев и сестер? В какой последовательности вы родились? Каково их
отношение к вам? Как складывается их жизнь? Болеют ли они чем-нибудь?
7. Кто был любимцем вашего отца или матери? Какого рода воспитание вы получили?
8. Есть ли у вас признаки избаловывающего воздействия в детстве: застенчивость,
стеснительность, трудности в развитии дружеских связей, неаккуратность?
9. Чем вы болели в детстве и каково было ваше отношение к этим болезням?
10. Каковы ваши самые ранние детские воспоминания?
11. Чего вы боитесь или чего вы боялись больше всего?
12. Каково ваше отношение к противоположному полу? Каким оно было в детстве и в
последующие годы?
13. Какая профессия интересовала вас больше всего, и если вы не выбрали ее, то почему?
14. Является ли пациент честолюбивым, сензитивным, склонным к вспышкам гнева,
педантичным, доминирующим, застенчивым или нетерпеливым? [Этот пункт отражает наблюдения
консультанта.]
15. Какие люди окружают вас в настоящее время? Являются ли они нетерпеливыми,
раздражительными, любящими?
16. Как вы спите?
17. Какие у вас бывают сны? О падении, полете, повторяющиеся сны, пророческие сны, про
экзамены, про то, как вы опаздываете на поезд?
18. Какие болезни были в вашем роду?
Первичное интервью с детьми
Предлагая схему первичного интервью для детей, Адлер считал, что она может помочь в
определении жизненного стиля ребенка, в установлении тех влияний, которые действовали на него в
процессе его формирования, и в обнаружении внешних проявлений жизненного стиля в решении задач
жизни. Схема эта не формальна, и не обязательно жестко ей следовать. Помимо всего прочего, замечал
Адлер, она может послужить проверкой и обобщением понимания принципов индивидуальной
психологии.
1. Расстройства
а) С каких пор появились причины для жалоб?
В каком состоянии, объективно и психологически, находился ребенок, когда впервые были
отмечены расстройства?
(Психотерапевту следует обращать пристальное внимание на следующие причины: 1)
изменение среды; 2) начало обучения в школе; 3) смена школы; 4) смена учителя; 5) рождение брата
или сестры; 6) неудачи в школе; 7) новые друзья; 8) болезни самого ребенка или его родителей; 9)
развод, повторный брак или смерть родителей.)
б) Обращало ли что-нибудь на себя внимание в ребенке в его ранние годы?
Были ли это ментальная или физическая слабость, трусость, легкомыслие, скрытность,
неуклюжесть, ревность, зависимость от других при еде, одевании, умывании, отходе ко сну?
Боялся ли ребенок оставаться один? Боялся ли он темноты?
Понимал ли он свою половую принадлежность, первичные, вторичные и третичные половые
признаки?
|