встретили лекцию ледяным молчанием», так он описывал реакцию на это сообщение. Мало того,
признанный авторитет в области сексопатологии Р. Крафт-Эббинг заявил, что это прозвучало как
научно изложенная волшебная сказка. Поэтому, когда в 1897 г. Фрейд установил, что многие из так
называемых «воспоминаний» о травматических переживаниях, рассказанных пациентами-истериками,
фактически не являются воспоминаниями о реальных событиях, а представляют собой отчеты о
фантазиях, он отказался от первоначальной теории, заявив, что она провалилась из-за собственного
неправдоподобия. [Справедливости ради отметим, что по недавно опубликованным данным доктора
Эстер Кнорр Андерс, собранным в специализированном центре для анонимного обследования детей,
подвергшихся сексуальному насилию, ежегодно в Германии около 1000 детей становятся объектом
развратных действий, при этом 80% из них девочки, а 98% преступников мужчины и в 1/3 случаев
отцы своих жертв. Еще в 65% случаев это другие члены семьи, а также друзья и знакомые. И лишь в
5% случаев это совершенно чужие люди. Кроме того, эти данные, без сомнения, являются
заниженными, так как далеко не все дети, оказавшиеся в подобной ситуации, обращаются за помощью в
специализированные центры. Таким образом, можно признать, что первоначальная гипотеза З. Фрейда
об инцестуозных наклонностях отцов сегодня может быть достаточно обоснована, что, впрочем, не
исключает и более поздней идеи о сексуальных фантазиях детей (цит. по: Фрейд А., Фрейд З. 1997, с. 7).
Более подробно по этой проблеме см. «Руководство по предупреждению сексуального насилия над
детьми».]
Тем не менее провалившаяся теория соблазнения сыграла значительную роль в истории развития
психодинамических идей. Вот как это описывал сам Фрейд: «Хотя и верно, что истерики возводят свои
симптомы к мнимым травмам, момент новизны заключается в том, что подобные сцепы создаются
фантазией, а потому
наряду с практической реальностью необходимо учитывать и реальность
психическую. За этим вскоре последовало открытие того, что эти фантазии способствовали сокрытию
аутоэротической активности ребенка в первые годы жизни, ее приукрашиванию и возвышению..А
теперь за всеми этими фантазиями возникает картина сексуальной жизни ребенка во всей ее полноте»
(цит. по: Лапланш, Понталис). Кроме того, с течением времени ряд аналитиков в той или иной степени
возвращались к идеям теории соблазнения. Так, например, Ш. Ференци в 1932 г., развивая положения
этой теории, показал, что взрослая сексуальность с ее «языком страстей» является следствием надлома
детского мира с его «языком нежности». В табл. 1.1 в краткой форме приведено сравнение обеих
теорий.
Таблица 1.1
Основные
психодинамические
положения
Теория травмы
Теория инстинктов
Соотношение жертва/
виновник
Пациент жертва соблазнов,
насилия и психологической
жестокости
Пациент виновник, так как,
будучи ребенком, он желает овладеть
матерью/ отцом, устранив отца/мать
Соотношение
реальность/фантазия
Реальность
Фантазия
Главные направления
и представители
Ш. Ференци и так называемая
«венгерская школа» (М. Балинт, Д.
В. Винникотт, X. Когут, сэлф-
психология), а также А. Миллер и
А. Янов
Главные направления психоанализа,
эгопсихология, теория объектных
отношений
Внезапное прекращение Фрейдом почти двадцатилетней дружбы с Брейером, который по-
отцовски его опекал, оказывал стимулирующее интеллектуальное влияние, помогал материально,
посылал пациентов и т. п., оставило у него в душе чувство глубокой горечи, нашедшей отражение в
резких выпадах против старого друга.
В октябре 1896 г. умер отец Фрейда, и это стало одной из поворотных точек в развитии
психоанализа. Именно в это время впервые употребляется термин «психоанализ», с этого момента
начинается самоанализ Фрейда и второй этап развития психоанализа.
На втором этапе развития психоанализа (1896-1923 гг.) происходит постепенный переход от
теории травмы к теории инстинктов или влечений (драйвов) [В различных (не только
русскоязычных) переводах фрейдовский термин Trieb интерпретируется либо как инстинкт, либо как
|