влечение. Как отмечают Ж. Лапланш и Ж.-Б. Понталис, «фрейдовская концепция влечения как
побуждающей силы, не предопределяющей жестко ни формы поведения, ни типа объекта, приносящего
удовлетворение, отлична от теорий инстинкта, как традиционных, так и современных, опирающихся на
новейшие исследования (ср. понятие паттерна, или схемы поведения, внутренних механизмов "запуска"
поведения, особых стимулов-сигналов и пр.)». (Лапланш, Понталис, с. 167.)], т. е. к изучению
бессознательных желаний и побуждений, а также того, как последние проявляются внешне. Это был
период, в ходе которого возникли основные подходы в понимании функционирования психики:
динамический, топографический,
энергетический и структурный. Большинство клинических понятий,
которые используются в психодинамической терапии, также были первоначально разработаны именно
на втором этапе развития психоанализа.
Реакция на смерть отца и признание обострившегося в связи с этим собственного «опытного
невроза» заставили Фрейда обратиться внутрь себя и начать исследовать методом свободных
ассоциаций наиболее доступный материал материал снов. Помимо этого интерес Фрейда к
сновидениям был обусловлен тем, что они являются нормальными процессами, знакомыми каждому, и
в то же время могут служить примером того, как работают механизмы формирования невротических
симптомов. Самоанализ позволил Фрейду прийти к заключению, что чаще всего образы и сюжеты
сновидений тесно связаны с детскими чувствами, такими как любовь к матери, соперничество с отцом,
страх кастрации и т. п., вытесненными с наступлением взрослости, но продолжающими оказывать
воздействие на образ жизни человека в виде бессознательных желаний. [Отметим, что вначале метод
самоанализа представлялся З. Фрейду основополагающим. Впоследствии он стал более сдержанно
относиться к нему, опасаясь подмены им психоанализа в собственном смысле слова. Сегодня многие
психоаналитики считают, что самоанализ особая форма сопротивления психоанализу, связанная с
потаканием нарциссизму и устранением главного терапевтического фактора трансфера. Однако у
некоторых авторов (например, К. Хорни) самоанализ рекомендуется и выступает как дополнение к
основному лечению, как его подготовка или продолжение.] Результатом этого титанического труда
стала появившаяся в 1900 г. фундаментальная работа «Толкование сновидений», собравшая воедино
результаты всех предыдущих исследований.
Прежде чем перейти к ее рассмотрению, отметим, что в анализе сновидений в неявной форме
нашли свое отражение метапсихологические подходы к функционированию психики, более четко
сформулированные позже (в частности, в статье 1914 г. под названием «Бессознательное»):
1) динамический подход, рассматривающий психику как местонахождение взаимодействующих
или противоборствующих сил;
2) топографический (систематический) подход, рассматривающий психику как нечто,
состоящее из различных систем с разными функциями и характеристиками;
3) экономический подход, который пытается проследить чередование различных возбуждений и
прийти к сравнительной оценке их значимости.
Все научные теории сновидений, существовавшие в то время, рассматривали их как психическое
явление, связанное со снижением (или особого рода искажением) обычной психической активности.
Практически никто из авторов, занимавшихся этой тематикой, не попытался выявить возможное
отношение между содержанием сновидения и личной историей сновидца. Несмотря на свою
приверженность академическим традициям, Фрейд последовал по пути исследования сновидений,
представленных в античных, восточных и прочих «сонниках», прежде всего фокусировавшихся на
тайном смысле символики сновидений. Впрочем, следует отметить, что в отличие от «сонников» З.
Фрейд переносит фокус внимания на применение сновидной символики лишь к одному отдельно
взятому индивиду, и в этом смысле его метод противоположен приемам истолкования в сонниках.
Фрейд считал, что сновидения имеют психологический смысл, постичь который можно с
помощью интерпретации (толкования)
специальной процедуры, придающей сновидениям (либо
симптомам или цепочкам свободных ассоциаций) какое-либо значение, расширяющее и углубляющее
то значение, которое им придает сам пациент. Интерпретация нацелена на преодоление
психологической защиты, выявление актуального интрапсихического конфликта и обнаружение
изначального желания. Согласно исходным формулировкам, сновидение включает в себя: а) явное
(манифестное) содержание, т. е. сновидение в том виде, как его переживают, рассказывают или помнят
и б) скрытое (латентное) содержание, которое раскрывается путем интерпретации. Фрейд также
полагал, что существует работа сновидения, переводящая скрытое содержание в явное, и,
следовательно, интерпретация сновидения представляет собой процесс, обратный работе сновидения.
Фрейд утверждал, что все сновидения являются результатом исполнения желаний. С этой точки
|