Существуют специальные вопросники ранних воспоминаний, например вопросник ранних
воспоминаний The Early Recollections Questionnaire (ERQ). От испытуемого требуется записать 6
воспоминаний. Согласно процедуре, предлагается дать письменное изложение самых ранних
воспоминаний. При этом подчеркиваются несколько важных моментов:
1) старайтесь быть как можно более конкретным;
2) не давайте «обзоров», т. е. воспоминаний о случаях, которые повторялись много раз;
3) не отказывайтесь давать воспоминание, даже если вы не уверены, что это действительно с
вами случилось;
4) включайте все, что помните, даже то, что кажется вам незначительным;
5) описывайте только то, что относится к возрасту до 8 лет;
6) описывайте чувства, даже если они противоречивы;
7) называйте имена присутствующих в воспоминаниях людей;
8) опишите наиболее яркую часть;
9) опишите то, что случилось до и после этого, и чувства, которые вы в это время испытывали;
10) попытайтесь высказать догадку по поводу цели своего поведения;
11) укажите примерный возраст, к которому относится воспоминание.
Ч. Аллерс и коллеги (Allers, White & Hornbuckle, p. 61-66) приводят более короткую инструкцию:
человека просят рассказать самое раннее воспоминание о каком-либо событии. Предлагается, чтобы это
было одно событие, а не рассказ о серии событий. После того как пациент это сделает, консультант
может задать уточняющие вопросы:
1) что вы чувствовали;
2) кто еще там был;
3) помните ли вы цвета, звуки и другие обстоятельства этого события?
Л. Хайер и коллеги (Heyer, Marilyn & Boudewyns, p. 300-312) описывают процедуру, которую
они применяли при обследовании ветеранов войны во Вьетнаме. Их просили рассказать два ранних
воспоминания о каких-либо единичных событиях, которые произошли в возрасте до 8 лет. Это могло
быть любое событие, которое «засело» в голове и может быть вызвано перед «мысленным взором».
Воспоминания записывались на магнитофон, а позже переписывались на бумагу. После записи каждого
воспоминания испытуемого просили: 1) дать ему название; 2) выразить свои чувства по поводу этого
события; 3) внести любое изменение в запомнившееся событие. В последующем анализе
использовалось только первое воспоминание из двух.
При анализе воспоминаний рекомендуется отдавать предпочтение первому из них, а
последующие использовать лишь в том случае, если первое не удается удовлетворительно
проанализировать. Поскольку в работах Адлера большое значение придается подробностям и
формулировкам тех или иных эпизодов, некоторые исследователи настаивают на письменном
изложении раннего воспоминания. Е. В. Сидоренко предлагает следующие содержательные категории
для контент-анализа ранних воспоминаний.
1. Люди, присутствующие в воспоминаниях
а. Мать
- Для анализа ранних воспоминаний имеет значение как присутствие, так и отсутствие фигуры
матери в продукции.
- Присутствие в материале ранних воспоминаний фигуры матери может свидетельствовать:
-- о жизненном стиле избалованного ребенка. «У испорченных детей, особенно у избалованных,
в раннем воспоминании почти всегда будет фигурировать мать» (Сидоренко, с. 83);
-- о том, что индивид «нуждается в большем ее внимании» (Сидоренко, с. 84);
-- о том, что хорошая адаптация индивида была достигнута благодаря матери.
- Отсутствие фигуры матери в продукции ранних воспоминаний может быть показателем:
-- того, что у индивида существует чувство, что мать им пренебрегала;
-- того, что ребенок не был привязан к ней и удовлетворен своей жизненной ситуацией;
-- того, что в связи с рождением в семье других детей происходила «детронизация» свержение
ребенка с «трона любви».
б. Отец
- Присутствие фигуры отца в материале ранних воспоминаний может наблюдаться в случаях:
-- когда ребенок обращается к отцу из-за неудовлетворенности отношениями с матерью или в
связи с рождением следующего ребенка;
-- когда избалованный ребенок восстает против строгого отца.
|