к внешнему миру, а поэтому они теснейшим образом связаны с вербальным мышлением. С этих
позиций грезы, образная и творческая деятельность, а также эмоциональное мышление являются
смешанными проявлениями обоих процессов.
В «Толковании сновидений» были заложены основы научного понимания бессознательного. И
до Фрейда в естественных пауках, философии и литературе в том или ином значении употреблялись
понятия «бессознательного», «неосознаваемого», «влечений» и т. и. и указывалось на их значимость в
психической жизни человека (Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц, К.-Г. Карус, Э. фон Гартман, И. Ф. Гербарт, А.
Шопенгауэр, Э. Т. А. Гофман и др.). Однако только Фрейд смог исследовать бессознательное и создать
на этой основе его метапсихологическую картографию.
Говоря о содержании, функциях и механизмах сновидений, Фрейд различал сознание и
бессознательное. Он писал: «Толкование сновидений это королевская дорога к познанию
бессознательной активности мозга». При этом понятие бессознательное Фрейд употреблял в
нескольких значениях: во-первых, для обозначения совокупности содержаний, не присутствующих в
актуальном иоле сознания, во-вторых, как систему, состоящую из содержаний, не допущенных в
предсознание и сознание в результате вытеснения. Представление о системах бессознательного,
предсознания и сознания получило название первой топики (топографической модели).
Согласно этой топике, основные черты бессознательного сводятся к следующему:
1) содержания бессознательного являются репрезентаторами влечений, т. е. элементами или
процессами, в которых выражаются влечения, эти содержания управляются особыми механизмами
первичных процессов;
2) содержания бессознательного, сильно нагруженные энергией, стремятся вернуться в сознание
и проявиться в поведении, однако они способны найти доступ к системе предсознаниесознание лишь
в результате компромиссов (психических образований, представляющих обе стороны конфликта),
будучи искаженными цензурой;
3) фиксации в бессознательное чаще всего подвергаются детские желания.
Предсознание содержит в себе материал, не входящий в актуальное поле сознания и поэтому
являющийся бессознательным в первом значении этого понятия (например, неактуализированные
знания и воспоминания). При этом он отличается от содержаний системы бессознательного тем, что
остается доступным сознанию и управляется вторичным процессом. Кроме того, он отделен от
бессознательного цензурой, которая допускает бессознательные содержания и процессы в предсознание
лишь в преобразованном виде.
Сознание (или система «ВосприятиеСознание») находится на периферии психического
аппарата и принимает информацию одновременно из внешнего и внутреннего мира. В отличие от
бессознательного и предсознания сознание не имеет никакой памяти, или, точнее, мнестические следы
остаются в ней ненадолго. С точки зрения экономического подхода сознание отличается тем, что
располагает свободно перемещающейся энергией и может нагружать ею тот или иной элемент (таким
образом психоанализ объяснял механизм внимания). Кроме того, Фрейд считал, что сознание играет
важную роль как в динамике конфликтов (сознательное избегание неприятного и более тонкое
регулирование принципа удовольствия), так и в динамике терапии (границы и функции осознания).
Фрейд также предполагал, что между этими системами пролегают границы, которые при
определенных условиях могут быть полупроницаемыми или полностью проницаемыми. Степень этой
проницаемости определяется цензурой, определенным образом трансформирующей динамический
материал. Заметим, что топографическая модель вполне согласуется с современными данными
психологии памяти и восприятия, а также с моделью реактивного возбуждения в теории научения и
поведенческой терапии.
Развитие представлений о возбуждении и его взаимосвязи с детскими желаниями,
фиксированными в бессознательном (в частности, с уже описанным в «Толковании сновидений»
эдиповым комплексом), а также исследование извращенных форм человеческой сексуальности привели
к тому, что в своей следующей работе «Три очерка по теории сексуальности» Фрейд ввел и стал
рассматривать понятие влечений (инстинктов) и их «судьбы». Он считал, что они имеют:
1) биологический источник;
2) запас энергии этого источника;
3) цель, т. е. осуществляют специфические для данного влечения действия, ведущие к его
удовлетворению и к разрядке заключенной в нем энергии;
4) объект, в отношении которого эта цель может быть достигнута.
На этом этапе психоанализ предполагал, что неудача в нахождении объекта и достижении цели
|