влечения (инстинктивной цели) ведет к фрустрации влечения и к увеличению инстинктивного
напряжения. Это повышенное напряжение переживается как страдание. В соответствии с принципом
удовольствия это страдание ведет либо к возрастанию активности в достижении разрядки, либо к
введению механизмов защиты для уменьшения напряжения (Эго реагирует на угрозу инстинктивного
напряжения, превышающего порог толерантности, сигнальной тревогой, которая стимулирует Эго к
введению защитных мер).
В более поздней работе 1915 г. Фрейд описал четыре «превратности», которым может
подвергаться влечение: а) обращение в свою противоположность (обычно замена активной роли на
пассивную); б) поворот против себя, т. е. использование себя в качестве инстинктивного объекта; в)
вытеснение и г) сублимация, в результате которой энергия влечений в конечном счете разряжается в
действиях, лишь символически связанных с первичной инстинктивной целью. [Как отмечает Ч.
Райкрофт, подобное рассмотрение влечений с той или иной степенью вероятности применимо только к
сексуальным и агрессивным влечениям.]
Несмотря на то что Фрейд признавал наличие у человека множества различных инстинктов
(влечений), он был последовательным сторонником дуалистической теории инстинктов (влечений).
Он предполагал, что все инстинкты можно разделить на две группы, антагонистически настроенные по
отношению друг к другу, и конфликты между этими двумя группами несут ответственность за невроз.
Однако на разных этапах его представление о том, что именно представляют собой эти группы,
менялось. Так, во втором периоде он считал, что это сексуальное влечение и влечения Эго,
соответствовавшие биологическим инстинктам воспроизведения потомства и самосохранения (причем
под самосохранением Фрейд понимал жизненно важные потребности и функции, прообразом которых
являлись голод и функция пищеварения).
В связи с этим Фрейд прояснил и понятие либидо (энергии, служащей подосновой всех
преобразований сексуального влечения), которое он использовал начиная с 1896 г. Если в первых
сочинениях понятие «либидо» обозначало энергию, качественно отличную от соматического
сексуального возбуждения, то теперь либидо (относящееся к любви, как голод к пищевому инстинкту)
предстало и как количественное понятие, как нечто подобное сексуальному желанию, нацеленному на
удовлетворение. «Его возникновение, его возрастание и убывание, распределение и перемещение
позволяют мам объяснить психосексуальные явления».
Кроме того, в этой работе Фрейд полностью опроверг привычные представления о нормальной и
ненормальной сексуальности. Как он сам пишет, главные открытия психоанализа в этой области
заключались в следующем.
1. Сексуальная жизнь начинается не с наступлением половой зрелости, а вскоре после рождения.
2. Нужно четко различать понятия «сексуальное» и «половое». Первое понятие значительно
шире и включает в себя многие проявления, не имеющие ничего общего с гениталиями.
3. Сексуальная жизнь включает в себя функцию получения удовольствия от различных зон тела
функцию, которая впоследствии была использована в целях воспроизводства. Однако две эти
функции редко совпадают полностью.
Фрейд постулировал ряд последовательных либидных стадий и фаз, сфокусированных на
различных участках тела (эрогенных зонах), через которые проходит индивид, начиная с младенчества.
Он считал, что эти фазы синхронны параллельной серии фаз развития Эго.
Начало сексуальной жизни характеризуется двумя фазами, отличающимися ролью, которую
играют эрогенные зоны (доминирующая или недоминирующая). Первая, или прегенитальная, фаза
сексуального развития представляет собой динамический процесс, кульминационный момент которого
приходится на конец пятого года жизни. Затем следует латентный период, после чего с момента
возрождения сексуального импульса в период половой зрелости начинается вторая, или генитальная,
фаза.
В прегенитальной фазе обычно выделяют три отдельные стадии сексуального формирования (до-
или преэдиповы), через которые индивиды обоих полов проходят одинаково.
Наиболее примитивная стадия наделения либидо понимается как диффузное распространение
энергии влечений по всему телу (внутри и по кожной поверхности), постепенно фокусирующееся возле
ротовой области.
Оральная стадия связана со ртом как с первичным органом удовольствия, через который
младенец осуществляет контакт со своим первым объектом желания материнской грудью. Когда
грудь отнимается или является недоступной, он прибегает к суррогату (например, пытаясь
удовлетвориться сосанием пальца или какого-то другого предмета). Этот интерес к области рта, никогда
|