полностью не исчезающий, заметен в удовольствии, которое взрослые получают при курении, еде,
поцелуях и оральных формах секса. Оральная стадия, в свою очередь, иногда подразделяется на два
этапа. Ранний оральный (инкорпоративный) этап этой стадии развития может быть виден
непосредственно после рождения и перед тем, как младенец получил грудь, так как сосательные
движения наблюдаются еще до подлинного сосания. С прорезыванием первых зубов в возрасте шести
месяцев младенец начинает вести себя все более активно и агрессивно, вступая в орально-
садистический этап. Этот более поздний этап был описан Карлом Абрахамом, эмбриологом, которому
принадлежит большая часть разработки первоначальной фрейдовской теории психосексуального
развития.
Оральную стадию частично перекрывает и сменяет анальная стадия. Анально-садистический
этап этой стадии заключается в появлении импульса к господству, укреплении мускулатуры тела и
усилении контроля над сфинктерами. Анально-ретентивный этап связан с тем, что эрогенная слизистая
мембрана ануса также проявляет себя как орган, характеризующийся пассивной сексуальной целью. Из-
за этого агрессивное первоначальное выталкивание сменяется удержанием. С этой стадией связаны
такие черты характера, как аккуратность, бережливость и упрямство (в совокупности определяющие так
называемый «анальный характер»).
В конце третьего года сексуальный интерес смещается на генитальный аппарат (фаллос у
мальчиков и клитор у девочек) и наступает фаллическая стадия. [Слово «фаллический» было
использовано З. Фрейдом для указания на то, что сексуальным объектом являются не гениталии как
таковые, а именно фаллос, потому что данная стадия, по его мнению, знает лишь один вид гениталий
мужской. Позднее многие психологи активно критиковали эту «фаллоцентрическую» ориентацию
Фрейда.] В отличие от аутоэротических доэдиповых стадий (которые иногда определяют как
нарциссические, так как в них отсутствует объект любви), фаллическое удовлетворение требует
внешнего объекта. В это время наибольшее удовольствие детям доставляет мастурбация. Именно в это
время мужское и женское сексуальное развитие становятся дифференцированными.
На эдиповом этапе (названном так в честь главного героя трагедии Софокла «Царь Эдип»)
наступает высшая точка инфантильной сексуальности и преодоление усилий данного периода при
достижении взрослой сексуальности считается необходимым для нормального развития, тогда как
бессознательная фиксация на эдиповых тенденциях является типичной для невротической психики.
На ранних стадиях маленький мальчик совершает «вложение» либидо (объект-катексис) в свою
мать и идентифицирует себя с отцом. В течение фаллической стадии объект-катексис мальчика к своей
матери усиливается и у ребенка появляется желание избавиться от отца и запять его место рядом с
матерью (позитивная форма). Угроза кастрации (кастрационная тревога) заставляет мальчика
отказываться от инцестуозных желаний и подавлять их. Разрешение эдипова комплекса для мальчика
подразумевает отказ от его объект-катексиса к матери, что может вести к идентификации с матерью
или, что случается чаще, к усилению идентификации с отцом. Ситуация Эдипа часто усложняется в
связи с наличием у ребенка бисексуальной склонности. Так, вместо привязанности к матери и
двойственного отношения к отцу может иметь место любовь к родителю того же пола и ревнивая
ненависть к родителю противоположного пола (негативная форма) или смесь привязанности и
двойственного отношения к каждому из родителей. Фрейд отмечал, что у обоих иолов именно
относительная выраженность мужских и женских сексуальных тенденций определяет, какого рода
идентификация с отцом или с матерью возникнет в результате разрешения эдипова комплекса.
Как и для мальчика, для девочки первым объектом любви является мать. В течение фаллической
стадии основная эрогенная зона у девочки клитор. Фрейд полагал, что в ходе превращения девочки в
женщину основной эрогенной зоной должно стать влагалище, а также должен измениться пол объекта
любви. Период, характеризующийся сильной привязанностью девочки к матери, заканчивается тогда,
когда девочка начинает понимать, что ее клитор (биологический эквивалент пениса) имеет не такую уж
большую ценность и что у нее нет пениса (девочка думает, что в этом «виновата» ее мать). Согласно
классической психоаналитической теории, зависть, испытываемая к мальчикам, которые имеют пенис
(зависть к пенису), и желание иметь пенис очень важная женская черта. Желание получить пенис от
отца заменяет потребность в пенисе, и именно на этом этапе у девочки развивается эдипов комплекс:
она начинает стремиться к обладанию отцом и к избавлению от матери (важной особенностью здесь
является то, что если мужской эдипов комплекс разрушается посредством комплекса кастрации, то
женский, напротив, вызывается с его помощью). Как и у мальчиков, у девочек данная ситуация
осложняется при наличии бисексуальных склонностей: наблюдения свидетельствуют, что девочки
задерживаются на эдиповом этапе в течение неопределенного времени и разрешают его поздно и
|