зачастую не полностью. Впрочем, со временем выраженность женского эдипова комплекса
уменьшается вследствие неизбежного разочарования в отце.
Период сексуальной латентности начинается примерно в шестилетнем возрасте (возможно, у
девочек несколько позже) и заканчивается к началу периода менархе и половой зрелости. Латентность
может быть полной или частичной, что зависит от развивающихся в этот период сексуальных запретов.
По мере развития индивида либидинозные импульсы могут сублимироваться либо индуцировать
противоположные антикатексисы (т. е. вкладывать энергию в поддержание вытеснения
катектированного процесса), вызывая реакции отвращения, стыда, моральных переживаний и т. п.
Генитальная фаза, которая начинается в период менархе или в период половой зрелости,
предполагает подчинение всех источников сексуального чувства доминирующим генитальным зонам.
Возникшие ранее либидиозные катексисы могут быть сохранены посредством включения их в
сексуальную деятельность (или в предварительные и вспомогательные действия) либо посредством их
подавления или сублимации. В период половой зрелости у мальчиков либидо усиливается, у девочек же
усиливается подавление, причем особенно сильно подавляется клиторальная сексуальность. В период
менархе и половой зрелости преодолевается стремление к кровосмесительному выбору объекта,
следствием чего служит уход из-под родительского авторитета. Если предшествующее сексуальное
развитие индивида было адекватным, он готов к установлению гетеросексуальных половых отношений.
С точки зрения этой схемы психосексуального развития правильное воспитание рассматривалось
Фрейдом как воспитание, гибко изменяющееся в пределах, с одной стороны, удовлетворения,
достаточного для того, чтобы создать атмосферу безопасности и удовольствия, и с другой в
пределах, приемлемых по уровню развития фрустраций, чтобы ребенок постепенно (дозированно)
учился заменять принцип удовольствия («Я хочу удовлетворения всех моих желаний, в том числе и
взаимно противоречивых, прямо сейчас!»), принципом реальности. («Удовлетворение некоторых
желаний проблематично, исполнение же наилучших стоит того, чтобы подождать»). Заметим, что
Фрейд очень мало говорил о роли родителей своих пациентов. Когда же он обращался к данной теме, то
упущения родителей он видел либо в чрезмерном удовлетворении желаний, при котором ничто не
подталкивало ребенка к развитию, либо в чрезмерных ограничениях, так что способность ребенка
воспринимать суровую реальность оказывалась перегруженной. Воспитание, таким образом, было
искусством балансирования между потворством и ограничением.
До 1910 г. теория влечений на основании этой схемы постулировала: если ребенок чрезмерно
фрустрирован или получает чрезмерное удовлетворение на какой-либо ранней стадии своего
психосексуального развития (что является результатом конституциональных особенностей ребенка и
действий родителей), он будет фиксирован на проблемах данной фазы. Тип невроза понимался как
вызванная фрустрацией полная или частичная регрессия (защитный возврат) к стадии, обладающей
определенным количеством точек фиксации. Так, депрессивный индивид рассматривался как тот,
которым либо пренебрегали, либо чрезмерно потворствовали ему на оральной стадии развития; в случае
появления симптомов навязчивости считалось, что проблемы возникали на анальной стадии; в случае
истерии ребенок был отвергнут или соблазнен, либо и то и другое, на фаллической стадии. Кроме
того, на этом этапе развития психоанализа зачастую можно было услышать, что пациент имеет
оральный, анальный, фаллический характер в зависимости от того, что кажется центральным в
человеке. Сегодня немногие психодинамические терапевты продолжают размышлять только в терминах
стадий психосексуального развития или конфликта и понимать патологию, используя исключительно
понятия задержки развития или конфликта на определенной стадии, но большинство из них в той или
иной степени опираются на эту теорию.
В 1950-1960-х гг. американский психоаналитик Эрик Эриксон переформулировал стадии
психосексуального развития в соответствии с межличностными и внутрипсихическими задачами,
которые ребенок решает в каждом периоде. Хотя работы Эриксона обычно рассматриваются в рамках
эгопсихологии, его теория этапов психосоциального развития во многом созвучна предпосылкам
фрейдовской теории психосексуального развития. Одним из наиболее интересных дополнений
Эриксона к теории Фрейда (а сам Эриксон видел свою концепцию как дополняющую, а не заменяющую
теорию Фрейда) стало изменение названий ранних этапов с целью модификации фрейдовского
биологизма.
Так, Эриксон понимал оральную стадию как состояние полной зависимости, во время которой
формируется базовое доверие (или его отсутствие) специфический результат удовлетворения или
неудовлетворения оральной потребности. Анальная стадия рассматривалась им как стадия достижения
автономии (или, в случае неправильного воспитания, стыдливости и нерешительности). Помимо
|