Navigation bar
  Print document Start Previous page
 20 of 325 
Next page End  

зачастую не полностью. Впрочем, со временем выраженность женского эдипова комплекса
уменьшается вследствие неизбежного разочарования в отце.
Период сексуальной латентности начинается примерно в шестилетнем возрасте (возможно, у
девочек несколько позже) и заканчивается к началу периода менархе и половой зрелости. Латентность
может быть полной или частичной, что зависит от развивающихся в этот период сексуальных запретов.
По мере развития индивида либидинозные импульсы могут сублимироваться либо индуцировать
противоположные антикатексисы (т. е. вкладывать энергию в поддержание вытеснения
катектированного процесса), вызывая реакции отвращения, стыда, моральных переживаний и т. п.
Генитальная фаза, которая начинается в период менархе или в период половой зрелости,
предполагает подчинение всех источников сексуального чувства доминирующим генитальным зонам.
Возникшие ранее либидиозные катексисы могут быть сохранены посредством включения их в
сексуальную деятельность (или в предварительные и вспомогательные действия) либо посредством их
подавления или сублимации. В период половой зрелости у мальчиков либидо усиливается, у девочек же
усиливается подавление, причем особенно сильно подавляется клиторальная сексуальность. В период
менархе и половой зрелости преодолевается стремление к кровосмесительному выбору объекта,
следствием чего служит уход из-под родительского авторитета. Если предшествующее сексуальное
развитие индивида было адекватным, он готов к установлению гетеросексуальных половых отношений.
С точки зрения этой схемы психосексуального развития правильное воспитание рассматривалось
Фрейдом как воспитание, гибко изменяющееся в пределах, с одной стороны, удовлетворения,
достаточного для того, чтобы создать атмосферу безопасности и удовольствия, и с другой — в
пределах, приемлемых по уровню развития фрустраций, чтобы ребенок постепенно (дозированно)
учился заменять принцип удовольствия («Я хочу удовлетворения всех моих желаний, в том числе и
взаимно противоречивых, прямо сейчас!»), принципом реальности. («Удовлетворение некоторых
желаний проблематично, исполнение же наилучших стоит того, чтобы подождать»). Заметим, что
Фрейд очень мало говорил о роли родителей своих пациентов. Когда же он обращался к данной теме, то
упущения родителей он видел либо в чрезмерном удовлетворении желаний, при котором ничто не
подталкивало ребенка к развитию, либо в чрезмерных ограничениях, так что способность ребенка
воспринимать суровую реальность оказывалась перегруженной. Воспитание, таким образом, было
искусством балансирования между потворством и ограничением.
До 1910 г. теория влечений на основании этой схемы постулировала: если ребенок чрезмерно
фрустрирован или получает чрезмерное удовлетворение на какой-либо ранней стадии своего
психосексуального развития (что является результатом конституциональных особенностей ребенка и
действий родителей), он будет фиксирован на проблемах данной фазы. Тип невроза понимался как
вызванная фрустрацией полная или частичная регрессия (защитный возврат) к стадии, обладающей
определенным количеством точек фиксации. Так, депрессивный индивид рассматривался как тот,
которым либо пренебрегали, либо чрезмерно потворствовали ему на оральной стадии развития; в случае
появления симптомов навязчивости считалось, что проблемы возникали на анальной стадии; в случае
истерии — ребенок был отвергнут или соблазнен, либо и то и другое, на фаллической стадии. Кроме
того, на этом этапе развития психоанализа зачастую можно было услышать, что пациент имеет
оральный, анальный, фаллический характер в зависимости от того, что кажется центральным в
человеке. Сегодня немногие психодинамические терапевты продолжают размышлять только в терминах
стадий психосексуального развития или конфликта и понимать патологию, используя исключительно
понятия задержки развития или конфликта на определенной стадии, но большинство из них в той или
иной степени опираются на эту теорию.
В 1950-1960-х гг. американский психоаналитик Эрик Эриксон переформулировал стадии
психосексуального развития в соответствии с межличностными и внутрипсихическими задачами,
которые ребенок решает в каждом периоде. Хотя работы Эриксона обычно рассматриваются в рамках
эгопсихологии, его теория этапов психосоциального развития во многом созвучна предпосылкам
фрейдовской теории психосексуального развития. Одним из наиболее интересных дополнений
Эриксона к теории Фрейда (а сам Эриксон видел свою концепцию как дополняющую, а не заменяющую
теорию Фрейда) стало изменение названий ранних этапов с целью модификации фрейдовского
биологизма.
Так, Эриксон понимал оральную стадию как состояние полной зависимости, во время которой
формируется базовое доверие (или его отсутствие) — специфический результат удовлетворения или
неудовлетворения оральной потребности. Анальная стадия рассматривалась им как стадия достижения
автономии (или, в случае неправильного воспитания, стыдливости и нерешительности). Помимо
Hosted by uCoz