туалетного тренинга она может включать в себя широкий диапазон вопросов, относящихся к тому, как
ребенок учится самоконтролю и приспосабливается к ожиданиям семьи и появлению более широкого
окружения. На фаллической стадии, по его мнению, происходит развитие чувства базовой
эффективности («инициатива против вины») и чувства удовлетворенности от идентификации с
объектами любви. Подчеркнем, что Эриксон распространил идею стадий развития и задач этих стадий
на период всей жизни. Он также разбил ранние фазы на подфазы (орально-инкорпоративная, орально-
экспульсивная; анально-инкорпоративная, анально-экспульсивная и т. п.).
В 1950 г. другой американский психоаналитик, Гарри Стэк Салливан, занимавшийся групповым
лечением психотических расстройств и подчеркивавший важность межличностных отношений,
предложил собственную теорию стадий развития, которая подчеркивала коммуникативные достижения
(например, речь или игру), а не удовлетворение влечений.
Еще одним шагом к психоаналитическому осмыслению развития личности стали работы
Маргарет Малер, посвященные динамике взаимоотношений матери и ребенка.
Малер предполагала, что нормальное развитие начинается с нормальной аутистической фазы,
когда младенец «проводит большую часть своего времени в полуспящем, полубодрствующем
состоянии», преимущественно сосредоточенный на своих внутренних ощущениях, а не на стимулах
внешнего мира. В нормальной симбиотической фазе ребенок начинает получать больше удовольствия
от внешних стимулов (по большей части исходящих от матери), при этом находясь в иллюзии, что он и
мать единое целое. Кроме того, для такого симбиотического состояния характерна иллюзия
всемогущества, ощущение, что весь окружающий мир находится в полной гармонии с желаниями
ребенка. Мать непроизвольно поддерживает эти иллюзии, эмпатически угадывая нужды ребенка.
Однако уже на этой фазе младенец может напрягать свое тело в ответ на раздражающие стимулы или
неприятные ощущения от слияния с телом матери, что является первыми попытками отделиться и
обрести собственную независимость. В фазе сепарации / индивидуации, в субфазе дифференциации
происходит «вылупливание из яйца» ребенок начинает исследовать мир вокруг себя, постепенно
отстраняясь от матери и сравнивая окружающие объекты и людей с ней. На этой субфазе впервые
появляется сепарационная тревога состояние пониженного настроения и энергетики, возникающее
вследствие разлуки с матерью. На субфазе ранней практики ребенок использует мать как «базу»,
путешествуя в мир окружающих вещей (часто полностью поглощенный только ими), но всегда
оглядываясь на нее или возвращаясь к ней для эмоциональной поддержки. В случае, если мать
испытывает тревожные или амбивалентные чувства в связи с таким отделением ребенка, она может
преждевременно или без особых причин прерывать исследовательскую деятельность малыша и вселять
в него свою тревогу. На субфазе практики у ребенка развивается «любовный роман с миром»: ребенок
переживает восторг от свободного освоения мира, зачастую забывая о присутствии матери. На субфазе
повторного сближения ребенок снова начинает остро осознавать свою потребность в ней, в ее
эмоциональной поддержке и практической помощи. В это время ребенок переживает определенный
кризис, который хорошо иллюстрируется разными играми, связанными с убеганием-преследованием:
вырываясь и убегая, ребенок внезапно ощущает свою независимость и в то же время может тут же
обрести единство, будучи пойманным. В фазе консолидации
ребенок разрешает этот кризис путем
выработки у себя внутреннего образа матери, который сохраняется даже тогда, когда ее нет рядом.
Теорию Малер обычно относят к теориям объектных отношений, по в ее внутренних
предпосылках о фиксации на разных фазах и субфазах преодоления младенческого аутизма и симбиоза
и развития чувства индивидуальности чувствуется влияние фрейдовской модели.
Эти постфрейдовские разработки теории стадий развития личности дали возможность
психодинамическим терапевтам по-новому взглянуть на проблемы фиксации. Теперь в интерпретациях
проблем стало возможным оперировать не только гипотезами о том, что кто-либо слишком рано или
слишком поздно был отнят от груди, слишком грубо или слишком небрежно приучен к горшку,
соблазнен или отвергнут во время эдиповой фазы. Появилась возможность говорить о том, что
затруднения пациентов отражают семейные процессы, которые осложнили им доступ к чувству
безопасности, автономии или удовлетворенности своей идентификацией (согласно трактовке
Эриксона), или в предподростковый период у них не было близкого друга (точка зрения Салливана),
или же госпитализация матери в то время, когда им исполнилось два года, разрушила процесс
воссоединения, присущий этому возрасту и необходимый для оптимальной сепарации (в соответствии с
гипотезами Малер). Не останавливаясь более подробно на психоаналитических теориях развития, в
табл. 1.2 мы приведем лишь сопоставление тех моделей развития личности, которые наиболее активно
используются современными психодинамическими терапевтами.
|