вины лежит страх потери родительской любви, поскольку это чувство связано с поведением,
позволяющим снять напряжение. В основе стыда лежит попытка отстраниться от собственных
переживаний («Мне так стыдно») и извиниться за плохое поведение, лишь бы не чувствовать того, что
тебя не любят. Одним словом, это ирреальные чувства. Часто эти чувства принимаются за «самую
глубину чувств», и предполагается, что глубже переживаний нет. В рамках первичной терапии эти
переживания рассматриваются как псевдочувства, являющиеся символическими заменителями,
исполняющими функцию подавления главного чувства первопричины и неудовлетворенной
потребности в родительской любви. Поэтому в процессе первичной терапии следует прорваться сквозь
завесу этих интимных и глубоких переживаний, которые маскируются под первичные чувства. Во
многих вербальных психотерапевтических подходах переживания вины, стыда и т. п. являются тем
пределом, ниже которого работа не осуществляется. На рис. 5.1 представлено соотношение первичных
чувств и псевдочувств.
Рис. 5.1. Топографическая модель первичных чувств и псевдочувств
Важный вопрос заключается в том, какое первочувство блокируется, какая основная потребность
фрустрируется. Янов пишет, что потребность в любви «пронизывает весь организм, и ее недостаток
оказывает искажающее действие и на тело, и на сознание. Именно такое специфическое искажение
является защитной системой» (Янов, 2000, с. 184). Впрочем, утверждение, что основной причиной всех
дальнейших проблем является именно фрустрация потребности в любви, судя по приводимым Яновым
психотерапевтическим примерам, не столь однозначно.
Во многих видах психотерапии основная терапевтическая фрустрация осуществляется в
интеракции «пациент терапевт»: терапевт конфронтирует с убеждениями, мыслями и переживаниями
пациента. В первичной терапии ирреальная часть пациента конфронтирует с реальной. Иначе говоря,
это глубоко личная терапия под руководством опытного инструктора. Поэтому сам
психотерапевтический процесс не проходит стадии, типичные для многих интерактивных типов
психотерапии (стадии «медового месяца», разочарования и рабочего альянса).
Хорошие терапевтические отношения только необходимое условие для эффективной терапии.
Прохазка и Норкросс (Prochaska & Norcross, 1994) формулируют ряд требований к таким отношениям.
Пациент должен достаточно сильно доверять терапевту, чтобы позволить ему атаковать защиты
пациента и пуститься в путешествие, которое является для последнего эмоциональным адом. Пациенты
должны верить терапевту и в том, что предлагаемое путешествие уводит от невроза, а не усугубляет
его. Терапевт устанавливает с пациентом отношения безусловного принятия. Пациенты могут
кататься по полу, разрывать на части подушку и даже раздеваться и мастурбировать без опасения быть
не принятыми терапевтом.
Эмпатия помогает первичному терапевту понять природу чувств, которые высвобождаются у
клиента, и вербализировать их. С помощью эмпатии терапевт направляет пациента по вектору
первичного чувства: «Папа, я боюсь тебя (интонация вниз)» или «Я ненавижу тебя, мама (интонация
вверх)». При этом психотерапевт использует тональные воздействия на пациента: интонация вниз - для
введения его в плач и интонация вверх - для введения его в гнев. Когда пациент входит в первичное
переживание, психотерапевт прекращает его вести, а также прояснять ему его чувства. Пациенты
превращаются в сплошную рану, через них проходит первичное чувство, которое они хорошо осознают.
Первичное переживание, само по себе, прозрачно для пациента. Терапевт не должен форсировать
переживание пациента ни по интенсивности, ни по скорости его протекания. Пациент может выдержать
ровно столько, сколько он переживает. Превышение этого предела опасно. Поэтому в момент
переживания пациентом первочувства терапевт занимает безучастную позицию, не нарушает процесс.
Первичный терапевт должен быть конгруэнтным, искренне доверять процессу и позволять
этому процессу продолжаться даже тогда, когда психотерапевты, исповедующие другие пути терапии,
могли бы испугаться последствий и прервать катартический процесс.
Невроз сформировался как результат последовательных вытеснений (подавлений)
психотравмирующего опыта. Путь из невроза представляет собой движение пациента в глубь своих
травматичных переживаний, в амнезированный опыт. При этом глубина амнезии может быть разной.
|