вводит понятие трансцендентальной роли,
в которой человек вступает во взаимодействие с
надындивидуальным. Трансцендентальные роли подчиняют себе другие роли, поглощают их, они
больше и значительнее других ролевых категорий. Например, в соматической роли человек
осуществляет половой акт, в психологической переживает влюбленность, выступает в социальной роли
жениха, а в трансцендентальной роли является любящим.
Из-за перенесенных страданий психологическая роль любящего может блокироваться, и человек
регрессирует на соматический уровень, заменяя любовь сексом, что может вызвать проблемы в
сексуальной сфере. Он может стать неразборчивым, постоянно меняющим половых партнеров, но не
получающим наслаждения. Другой путь может привести к психогенной импотенции. Регрессия от
социальной роли к психологической роли наблюдается, например, у первоклассника, который не может
освоить роль члена школьного коллектива, не приобретает социальных навыков. Он переживает себя
как слабого, неполноценного человека и фантазирует о том, что хорошо бы иметь ручного львенка,
который защитит его от драчливых одноклассников. Блокирование действий на социальном уровне
порождает ощущение бессилия на психологическом. Происходит сдвиг, когда действие и реакция на
него оказываются на разных уровнях (в данном случае на социальном и психологическом). При этом
социальная роль проигрывается бессознательно. Невроз навязчивых состояний представляется Морено
регрессией с трансцендентального до социального уровня. Вариантом нарушения может быть также
переход, как бы прыжок, от одной ролевой категории к другой. Переход от психологических к
трансцендентальным ролям без освоения социальных ролей наблюдается при шизофрении.
Однако в этом описании психических нарушений остаются лакуны для детерминант, факторов,
условий патологии. Открыт вопрос о причинах регрессии или перехода на другой уровень. В рамках
ролевого подхода эти вопросы остаются без ответа. Кроме того, не совсем ясен характер
трансцендентальной роли. Морено подчеркивает, что способ актуализации и освоения
трансцендентальных ролей совершенно иной, чем других ролевых категорий. В таком случае логично
предположить, что они имеют и другую сущность. Представляется избыточным распространение
понятия «роль» на способ бытия человека в мире. Этот модус существования по своей сути вне роли.
Другими авторами он описывался как самоактуализация (А. Маслоу), самотрансцендентация (В.
Франкл). Понятие роли в отношении этого феномена не представляется достаточно продуктивным.
Еще одна причина возникновения нарушений ролевой конфликт. Различают интра- и
интерролевой, интра- и интерперсональный конфликты. Интраролевой конфликт обусловлен тем, что
любая роль состоит из парциальных (частных) ролей, некоторые из них могут отвергаться или плохо
осваиваться. Например, руководитель может хорошо справляться с принятием решений,
планированием, но испытывать затруднения при мотивировании подчиненных, оценке их труда,
поощрении и наказании. В целом принимая роль руководителя, он будет отвергать парциальную роль
санкционирующего субъекта.
Интерролевой конфликт разворачивается при противоречии двух или нескольких ролей. Такой
конфликт может возникать у молодой женщины между профессиональной ролью и ролью матери.
Интраперсональный конфликт тянется из прошлого. Личность никогда целиком не расстается
ни с одной личиной. Каждая новая маска, новая роль наслаивается на предшествующую, и они
определяют черты новой маски, формируют и деформируют новую роль. Например, молодой любящий
муж не проявляет заботы и нежности в отношении жены, так как эта модель поведения не усвоена им в
детстве. Он не видел эмоциональности отца, так как она блокировалась матерью. Переживание чувств и
неспособность их выразить приводят и к переживанию интраперсонального конфликта.
Интерперсональный конфликт возникает между разными людьми, если они находятся в
дивергентных ролях, например один и тот же человек по отношению к другому может быть и
начальником, и другом: действия в роли начальника часто не соответствуют ожиданиям от роли друга.
Поэтому одновременное существование в таких ролях потенциально несет конфликт.
Для описания причин нарушений Морено использует также понятие ролевой дистанции. Если
человек не отделяет себя от роли, он выполняет ее требования и следует ожиданиям других. Это
препятствует удовлетворению собственных потребностей. Поэтому невроз может возникать как
недостаток ролевой дистанции. Серьезных нарушений следует ожидать, если это явление наблюдается в
дивергентных ролях.
Особый случай слишком большой ролевой дистанции Морено описал как невроз креативности.
Он проявляется в том, что человек при имеющихся возможностях играть роли, акциональном голоде
тем не менее утрачивает способность к творчеству, к спонтанным проявлениям. Его действия и
поступки стереотипны, жестко регламентированы нормами. Такое поведение помогает избегать
|