потенциально опасных ситуаций, но человек оказывается неспособным приобретать новый опыт,
творить. Игра жизни превращается в следование сценарию.
Основные терапевтические факторы
Эффект группового взаимодействия
Травматические события, низкие возможности для развития спонтанности и креативности ведут
к эгоцентрической позиции. Человек закрывается в жесткой оболочке социального атома и не
устанавливает истинных связей с другими людьми. Его связи превращаются в опутывающие сети, не
дающие возможности свободно двигаться. В психодраме эти сети реконстеллируются: создается новый
социальный атом, валентность связей которого становится столь сильной, что влияет на систему
социального взаимодействия человека. Участник психодрамы включается в социальный атом, где
заданы новые нормы общения, складываются новые межличностные связи, и эти изменения затем
входят в его жизнь за пределами психодрамы.
Он начинает устанавливать с людьми отношения, которые Морено назвал теле-отношениями
это истинные связи между людьми, развивающиеся на соматическом, психологическом, социальном и
трансцендентальном уровнях. Они могут быть и положительными, и отрицательными, в них может
быть и притяжение, и отталкивание, и любовь, и ненависть, главное их качество реалистичность,
ведущая к пониманию. Их вершиной становится Встреча общение с другим человеком как с Ты. М.
Бубер писал, что только в этом особом типе отношений человек обнаруживает смысл в основании
собственного бытия: «Отношение к Ты непосредственно. Никакая абстракция, никакое знание и
никакая фантазия не стоят между Я и Ты» (Бубер, 1993). Через эти отношения человек осуществляет
связь с миром, реализует свою человеческую сущность, проникает в переживания других людей.
Психодраматическая группа становится частью социального атома человека. Влияя на форму
социальных связей, она изменяет орбиту движения личности во внешнем и внутреннем мире. Процессы,
начавшиеся на периферии в отношениях внутри психодраматической группы, преобразуют ядро
атома мысли и чувства клиента. В психодраме ее участник приобретает истинно человеческую
дистанцию для видения и оценки своих проблем. Сойдя с привычной орбиты движения социального
атома, человек вынужден искать свое место в мире, обращаться к новым ценностям, приобретать новый
опыт. Этот процесс опирается на спонтанность и креативность клиента и является целью психодрамы.
Результативность данного метода основывается на целительном эффекте группового
взаимодействия. Поэтому в психодраме много внимания уделяется групповой динамике. Существуют
даже группы, фокусом которых становится развитие группового процесса, взаимодействие в ситуации
«здесь и сейчас». Их работа концентрируется на особенностях межличностного восприятия и
взаимодействия, повторяющихся образцах поведения, отношениях в группе.
Спонтанность и креативность как результат и условие психодраматического действия
Жизнь в психодраматической группе приобретает особый статус, формируется как
специфическая реальность, в которой участники могут экспериментировать с разными жизненными
перспективами, ролями, формами поведения. Представление на сцене дает возможность пережить их во
всей полноте и проработать. В психодраме могут проигрываться события реальные и виртуальные, а
также фантазии, сновидения клиента. Член группы может переходить из одной реальности в другую, и в
этой игре возможностей он приобретает креативность и спонтанность. Спонтанность и креативность
Морено рассматривает как показатель и одновременно фактор личностного развития. Спонтанность
это действие по ситуации, творческая импровизация. Проявление спонтанности подобно течению
ручейка. Он выбирает то русло, в котором может свободно течь, и углубляет его. Как ручеек не течет в
одном направлении, так и человек ведет себя в соответствии с ситуацией «здесь и сейчас».
Спонтанность означает не произвол, случайный импульс, а действие, наиболее соответствующее
актуальному состоянию человека, в котором интегрируются его глубинные потребности. Когда человек
действует спонтанно, он продуктивен и креативен. Высоко ценя творческий порыв, Морено писал, что в
творении человек становится богоподобным. Бог в его представлении не подавляет своим величием, акт
творения это игра, свобода. Возможно, наиболее сущностные характеристики человека описываются
понятием Homo Ludens, в котором выражаются свобода и творчество.
|