этой информации, эмпатического вчуствования в переживания протагониста ведущий планирует сеанс,
организует его ход, ставит цели и отыскивает средства для их достижения. Как режиссер ведущий
ответствен за усвоение и использование языка психодрамы. Режиссер ставит сцены, но при этом он не
вмешивается в их содержание. Протагонист сам решает, что будет разыгрываться, ведущий же на
основе ключей направляет протагониста, помогает в создании мизансцены. Он генерирует идеи,
обеспечивающие наилучшее продвижение, вдохновляет на игру. Как терапевт ведущий стремится
достичь решения проблемы, добиться перемен. Он строит интервенцию, используя специфические
(катарсис, инсайт, научение, обратную связь) и неспецифические (плацебо-эффект) терапевтические
факторы. Выполняя роль ведущего группы, он организует действия группы, устанавливает нормы
взаимодействия, управляет групповыми процессами, стимулирует активность участников, а также,
обеспечивая необходимую атмосферу, устраняет препятствия в работе. «Как драматург психодраматист
направляет диалоги, создает и разрешает конфликт. Как скульптор лепит пространство. Как дирижер
оркестра смешивает материал из многих источников» (Riebel, p. 127).
Как правило, он не участвует в психодраматическом действии, в качестве партнера протагониста
может выступить ко-терапевт, не ведущий игру. Участие в разыгрывании оказывается избыточной
функцией для ведущего и снижает ответственность и веру в свои силы других участников.
Характеристики группы
Оптимальные размеры группы 7-12 человек. Эти границы определяются двумя
обстоятельствами: с одной стороны, важно, чтобы состав группы был достаточным для драматического
действия и включал наблюдателей, а с другой чтобы были учтены потребности каждого. Группа
может функционировать как открытая или как закрытая. В ней действуют те же нормы и правила,
которые характерны для других групповых методов (конфиденциальность, свобода самовыражения,
правило «здесь и сейчас» и т. п.). Желателен гетерогенный состав. Исключение составляют группы,
гомогенные по одному признаку (например, группа родителей или группа подростков) и гетерогенные
по другим.
Фазы психодраматического действия
Психодрама состоит из трех фаз, различающихся по назначению, содержанию, групповым
процессам и степени эмоциональной напряженности.
Разминка
Цель первой фазы подготовка к психодраматическому действию. Ведущий свободен в выборе
средств решения этой задачи: он может использовать специальные упражнения, групповую дискуссию
и даже молчание. С разминки начинается каждая встреча, но особенно важна она в начале работы.
Участникам психодрамы еще не хватает переживания доверия, принятия, психологической
безопасности. Часто началом работы становится дискуссия «Что я хочу получить от этой группы?» или
«Для чего я здесь?». Однако и на этой фазе уже могут применяться психодраматические средства.
Например, участникам предлагается разделиться на пары, в которых они обсуждают эти вопросы, а
затем каждый представляет не себя, а говорит от имени другого, являясь его «внутренним голосом».
Таким образом, участники ближе знакомятся друг с другом и осваивают «язык» психодрамы.
В дальнейших сессиях выбор разминки определяется фазой групповой динамики и
разыгрываемой тематикой. При всем индивидуальном своеобразии проблем протагонистов наблюдается
естественная логика в разворачивании тем игр. Например, на первом этапе групповой динамики
протагонисты часто нуждаются в получении поддержки и в играх после первой сцены часто
возвращаются к событиям раннего детства. При дальнейшем продвижении, например, протагонистами
выдвигаются и поддерживаются группой темы конкуренции, вызывающие к жизни события
подростковых лет. Время от времени актуальным предметом работы становится групповая динамика,
отношения «здесь и сейчас». События групповой динамики также выводят на соответствующую
тематику индивидуальных игр. Тема игры одного протагониста продолжается в игре другого. Поэтому
тема разминки должна быть связана с проблематикой, актуальной для группы, а искусство ведущего
состоит в улавливании этой линии. Активное задействование в разминках актуальной проблематики
|