Navigation bar
  Print document Start Previous page
 190 of 325 
Next page End  

обеспечивает наибольшее продвижение группы, так как в этом случае игра одного протагониста
«резонирует» с чувствами остальных членов группы и они тоже продвигаются в решении своей
проблемы. В таком случае группа достигает максимальной продуктивности.
Предложенная ведущим разминка дает возможность всем участникам поработать над
определенным содержанием. Например, участников просят символически изобразить (ведущий
предлагает пантомиму, рисование либо другие средства) барьеры, которые стоят на их жизненном пути.
После выполнения упражнения члены группы делятся своими переживаниями во время работы, и, как
правило, выясняется, что отдельные участники хотели бы глубже понять эту проблему. Затем
происходит выбор протагониста для следующего психодраматического действия.
Если протагонист не появляется, ведущий может провести психодраму, центрированную на
группе. При этом важно различать неготовность к работе и готовность, блокированную страхом.
Агрессивная реакция, направленная на ведущего или члена группы, может исходить как из нежелания
работать, так и быть защитной реакцией. Непонимание смысла вербальных и невербальных сообщений
может заблокировать активность, спровоцировать у членов группы принуждение и нарушить динамику
ее развития. В случае сопротивления действует общее правило: в первую очередь необходима его
проработка. Понятно, что работа с сопротивлением также проводится специфическими средствами
психодрамы.
Фаза игры (фаза психодраматического действия)
Это главная и центральная фаза психодрамы. Она отличается наибольшей длительностью и
динамичностью. В ней психодрама достигает наибольшего накала и разрешается в катартическом
переживании. Именно на этой фазе достигается инсайт по проблеме.
Когда протагонист выявлен, психотерапевт готовит его к работе: помогает освоить сам способ
драматизации, проявить спонтанность, войти в роль, преодолевая беспокойство и сопротивление.
Вначале проблема предъявляется феноменологически через конкретное описание ситуации без
интерпретаций и рассуждений. Вместо пространного описания проблемы протагонисту предлагается
разыграть сцену, в которой она проявляется. В ситуации обнаруживается и форма проявления
проблемы, и ее содержание.
Вовлечение в действие запускается при помощи физических и душевных «стартеров». Ведущий
отмечает специфические способы разогрева данного протагониста для игры. Например, используя
физический «стартер», ведущий высказывает предложение походить по сцене, описывая проблему.
Если протагонист уже имеет в виду определенную сцену, разогрев в большей степени связан с
обеспечением вхождения в роль. Если же участник психодрамы затрудняется в фокусировке на сцене,
то разогрев длится несколько дольше и в его ходе отыскиваются ключи для начала действия. Ключи —
это индикаторы проблемы в вербальном и невербальном поведении протагониста. На основе найденных
ключей может быть разыграна сцена, метафорически изображающая ситуацию, например: «Между
нами выросла стена непонимания» или «Меня раздирают противоречия» и т. п.
Один из распространенных приемов приближения к прояснению проблем в семье — построение
пространственной социограммы, изображающей ближайшее окружение протагониста через расстояние,
расположение по отношению к нему, характерные позы и жесты. При этом необходимо следить, чтобы
в ходе разогрева не пройти «точку кипения», стараться вовремя заметить ключи и правильно выстроить
следующую сцепу для углубления понимания проблемы.
Для разыгрывания сцепы определяются пространственные и временные характеристики
ситуации, создается мизансцена, определяются действующие лица. Пространство действия физически
ограничено, чтобы была создана реальность со своим временем, своими условиями и нормами жизни.
Важна максимальная осязаемость этой реальности. Из подручных средств создается обстановка,
позволяющая представить конкретное место действия. Определение физических аспектов ситуации
помогает протагонисту в нее вжиться. Описание сцены и действие происходят в настоящем времени.
Определяются люди, значимые для действия, и на эти роли подбираются Вспомогательные Я.
В психодраматическом действии важна не точность воспроизведения обстоятельств, фактов, а
достижение точности и глубины в передаче субъективной реальности — переживаний и отношений
клиента. В психодраме разыгрываются не только ситуации межличностных отношений протагониста,
но и фантазии, сны. Действующими лицами могут выступить, например, противоборствующие чувства.
В ходе разыгрывания психотерапевт обращает внимание на вербальное и невербальное поведение.
Например, клиент говорит: «Я хотел бы сказать тебе что-то важное», а сам в это время отодвигается и
Hosted by uCoz