Navigation bar
  Print document Start Previous page
 191 of 325 
Next page End  

принимает закрытую позу. Психотерапевт учитывает его нежелание затрагивать определенные
вопросы. Одним из вариантов реакции ведущего может быть показ протагонисту при помощи
Вспомогательного Я его неосознанного невербального поведения.
Нередко случается, что первая сцена не отражает сердцевины проблемы, а лишь дает материал
для поиска ключей. Например, женщина-протагонист говорит о своих сложностях во
взаимоотношениях со старшим сыном: «Он упрямый и своенравный, старается все делать по-своему.
Характером он в мужа». Со Вспомогательным Я, представляющим сына, она разыграла следующий
диалог:
— Я так устаю от этих поездок на огород.
— Не хочешь — не езди. Мне этот огород совсем не нужен. Это твои проблемы — ты их и
решай.
— Брось это папино словечко.
Проблема взаимоотношений с сыном служила лишь отправной точкой для решения более
актуальных проблем взаимоотношений с мужем.
Ведущий стремится достичь полной свободы в самовыражении клиента, но не вправе требовать
ее. Он учитывает индивидуальную динамику роста креативности, помогая клиенту преодолеть
несформированность навыков общения, снять защитные механизмы и проявить спонтанность.
В ходе разыгрывания психотерапевт отыскивает факторы, определяющие проблему. Это могут
быть детские травматические переживания. В этом случае переходят к разыгрыванию другой ситуации
из прошлого, которая определила эту проблему. Более ранняя сцена позволяет глубже исследовать
проблему, проникнуть в ее суть. Например, женщина-протагонист в ходе разыгрывания сцены с
любимым мужчиной поняла, что готова на все, чтобы удержать его. Это позволило ей вспомнить, как
она удерживала отца от развода с матерью. Сцена из детства помогла достичь инсайта в понимании
своих отношений с мужчинами.
Приведем другой пример последовательного разворачивания психодраматического действия, где
каждая сцена позволяет достичь большей глубины в понимании проблемы. Клиентка Н. говорила о том,
что ей трудно выражать свои чувства и для разыгрывания предложила сцену разговора с молодым
человеком, которого она любила и который от нее ушел: «Это все еще держит меня». В ходе сцены Н.
начала говорить, но скоро замолчала, заплакала, ушла в себя и одной рукой сжала другую. Ответы на
вопросы ведущего позволили выделить два «голоса», которые звучали внутри нее, и ей было
предложено озвучить внутренний диалог, пригласив на роли «голосов» два Вспомогательных Я. Один
из «голосов» говорил о чувствах, а другой запрещал говорить. Среди прочего вторым «голосом» было
сказано: «На что ты претендуешь? Опомнись!» На вопрос ведущего, от кого она могла слышать
подобные слова, Н. ответила, что так говорила ее мать. В следующей сцене Н. воспроизвела разговор с
матерью в юности, который закончился катарсисом. Когда Н. смогла выразить обиду и гнев на мать, ей
захотелось поговорить с «хорошей мамой». Следующей сценой и был такой разговор, в ходе которого
Н. получила поддержку от «хорошей матери». Затем была воссоздана первая сцена разговора с
молодым человеком, и на этот раз Н. смогла рассказать ему о пережитых ею обиде и горечи.
Психодраматическое действие безопасно при условии психологической поддержки со стороны
группы. Тяжесть нахлынувших переживаний уравновешивается максимальным комфортом в роли:
протагонист контролирует ситуацию, может ее изменить. Само по себе воспроизведение
травматического опыта болезненно и не ведет к новой интеграции. Психотерапевт предлагает
протагонисту не только заново пережить, но и «переиграть» ситуацию, изменив свой жизненный
сценарий. Так, «хорошая мать» сказала Н. о ее уникальности, способности любить, и она почувствовала
свою ценность и ценность своих переживаний. В ходе игры протагонист испытывает сильные эмоции:
опустошенность, смущение, удивление, беспокойство. Вернувшись в травматичную ситуацию, он
может не чувствовать общности с группой. В этот момент важна эмоциональная поддержка членов
группы, закрепление того, что достигнуто в результате инсайта. Эти цели достигаются на третьей фазе,
основное содержание которой — обсуждение игры.
Фаза обсуждения
На ней, в отличие от первой и второй фаз, почти не используется действие. Основные средства
этой стадии — выражение чувств, обсуждение, анализ. Исключение составляют невербальные
упражнения или игровые действия, направленные на регуляцию эмоциональной напряженности. Иногда
применяется разыгрывание ситуации в будущем. Для активизации работы иногда предлагается
Hosted by uCoz