принимает закрытую позу. Психотерапевт учитывает его нежелание затрагивать определенные
вопросы. Одним из вариантов реакции ведущего может быть показ протагонисту при помощи
Вспомогательного Я его неосознанного невербального поведения.
Нередко случается, что первая сцена не отражает сердцевины проблемы, а лишь дает материал
для поиска ключей. Например, женщина-протагонист говорит о своих сложностях во
взаимоотношениях со старшим сыном: «Он упрямый и своенравный, старается все делать по-своему.
Характером он в мужа». Со Вспомогательным Я, представляющим сына, она разыграла следующий
диалог:
Я так устаю от этих поездок на огород.
Не хочешь не езди. Мне этот огород совсем не нужен. Это твои проблемы ты их и
решай.
Брось это папино словечко.
Проблема взаимоотношений с сыном служила лишь отправной точкой для решения более
актуальных проблем взаимоотношений с мужем.
Ведущий стремится достичь полной свободы в самовыражении клиента, но не вправе требовать
ее. Он учитывает индивидуальную динамику роста креативности, помогая клиенту преодолеть
несформированность навыков общения, снять защитные механизмы и проявить спонтанность.
В ходе разыгрывания психотерапевт отыскивает факторы, определяющие проблему. Это могут
быть детские травматические переживания. В этом случае переходят к разыгрыванию другой ситуации
из прошлого, которая определила эту проблему. Более ранняя сцена позволяет глубже исследовать
проблему, проникнуть в ее суть. Например, женщина-протагонист в ходе разыгрывания сцены с
любимым мужчиной поняла, что готова на все, чтобы удержать его. Это позволило ей вспомнить, как
она удерживала отца от развода с матерью. Сцена из детства помогла достичь инсайта в понимании
своих отношений с мужчинами.
Приведем другой пример последовательного разворачивания психодраматического действия, где
каждая сцена позволяет достичь большей глубины в понимании проблемы. Клиентка Н. говорила о том,
что ей трудно выражать свои чувства и для разыгрывания предложила сцену разговора с молодым
человеком, которого она любила и который от нее ушел: «Это все еще держит меня». В ходе сцены Н.
начала говорить, но скоро замолчала, заплакала, ушла в себя и одной рукой сжала другую. Ответы на
вопросы ведущего позволили выделить два «голоса», которые звучали внутри нее, и ей было
предложено озвучить внутренний диалог, пригласив на роли «голосов» два Вспомогательных Я. Один
из «голосов» говорил о чувствах, а другой запрещал говорить. Среди прочего вторым «голосом» было
сказано: «На что ты претендуешь? Опомнись!» На вопрос ведущего, от кого она могла слышать
подобные слова, Н. ответила, что так говорила ее мать. В следующей сцене Н. воспроизвела разговор с
матерью в юности, который закончился катарсисом. Когда Н. смогла выразить обиду и гнев на мать, ей
захотелось поговорить с «хорошей мамой». Следующей сценой и был такой разговор, в ходе которого
Н. получила поддержку от «хорошей матери». Затем была воссоздана первая сцена разговора с
молодым человеком, и на этот раз Н. смогла рассказать ему о пережитых ею обиде и горечи.
Психодраматическое действие безопасно при условии психологической поддержки со стороны
группы. Тяжесть нахлынувших переживаний уравновешивается максимальным комфортом в роли:
протагонист контролирует ситуацию, может ее изменить. Само по себе воспроизведение
травматического опыта болезненно и не ведет к новой интеграции. Психотерапевт предлагает
протагонисту не только заново пережить, но и «переиграть» ситуацию, изменив свой жизненный
сценарий. Так, «хорошая мать» сказала Н. о ее уникальности, способности любить, и она почувствовала
свою ценность и ценность своих переживаний. В ходе игры протагонист испытывает сильные эмоции:
опустошенность, смущение, удивление, беспокойство. Вернувшись в травматичную ситуацию, он
может не чувствовать общности с группой. В этот момент важна эмоциональная поддержка членов
группы, закрепление того, что достигнуто в результате инсайта. Эти цели достигаются на третьей фазе,
основное содержание которой обсуждение игры.
Фаза обсуждения
На ней, в отличие от первой и второй фаз, почти не используется действие. Основные средства
этой стадии выражение чувств, обсуждение, анализ. Исключение составляют невербальные
упражнения или игровые действия, направленные на регуляцию эмоциональной напряженности. Иногда
применяется разыгрывание ситуации в будущем. Для активизации работы иногда предлагается
|