Вспомогательное Я выявляет новые аспекты переживаний и учится лучше понимать своих близких.
В технике «зеркало» Вспомогательное Я должно как можно точнее имитировать поведение
протагониста на сцене, в то время как протагонист покидает место действия и наблюдает за игрой. В
этой технике искусственно создается проекция для того, чтобы клиент обнаружил те аспекты поведения
(а через них и желания, чувства), которые ранее отвергал.
Когда протагонист действует, то не обнаруживает в полной мере смысловой нагрузки действия.
Он может сильно защищаться, и тогда «выдавать» его будут лишь отдельные проявления, часто
невербальные, которые контрастируют с другими средствами общения. Протагонист их не замечает,
осознавая лишь одну часть своих мыслей, чувств. Тогда Вспомогательное Я может не просто
отобразить, но и гиперболизировать отдельные элементы. Например, в сцене диалога с матерью
протагонист С. не выражал своих чувств и отвечал на ее реплики лишь тем, что соглашался чаще ездить
и помогать ей. Это, однако, не разрешало его личностных проблем и лишь затушевывало давний
интерперсональный конфликт. Его реплики стали удлиняться, он много объяснял, часто употребляя
слово «должен». Вспомогательное Я проговаривало это слово еще чаще, причем выделяя интонацией. В
процессе наблюдения протагонист заметил, что в этом поведении не выражаются его истинные
желания, и захотел «переиграть» разговор.
Преимущество работы с проекцией в психодраме состоит в том, что она присутствует на
действенном уровне. При использовании техники «зеркало» следует учитывать возможность принятия
протагонистом нового опыта, иначе проекция так и останется за пределами сознания и будет приписана
способу восприятия и поведения Вспомогательного Я. Это конфронтационная техника с мощным
эффектом, поэтому ее неуместное использование может фрустрировать и блокировать спонтанность
действия у чувствительных клиентов с выраженными самообвинительными тенденциями.
Техника проекция в будущее позволяет представить возможный вариант развития событий,
разыграть сцену из будущего. Приведем пример. Участник психодрамы сказал, что не может решить,
жениться ему или не жениться. В последнее время ему вспоминаются сцепы из прежней семейной
жизни, лицо бывшей жены, хотя он совсем не жалеет о разводе. Сыграв сцену встречи с бывшей женой
в будущем, он смог выразить обиду и понял, что развитию его отношений с любимой женщиной
мешает страх быть покинутым, недоверие к ее чувствам.
Другие варианты применения этой техники позволяют апробировать новые поведенческие
стратегии, закрепить те способы действия, которые были освоены в психодраме.
Моделирование предполагает демонстрацию Вспомогательным Я альтернативных способов
действия для того, чтобы протагонист нашел приемлемый для себя образец. Эта техника соответствует
аналогичной технике бихевиоральной психотерапии и основана на обучении протагониста новым
поведенческим стратегиям, развитии его спонтанности и вариативности проявлений.
Результат психотерапии и связь психодрамы с другими направлениями
Развитие человека Морено видел в расширении самопонимания и осознания своей связи с
Космосом. Когда человек самотрансцедентируется, он переживает себя как часть всеобъемлющей
Самости в экзистенциальных связях с другими людьми. В этой ориентации на развитие человеческой
Самости, ее трансцендентной сущности психодрама сближается с аналитической психологией. Однако
эти направления по-разному трактуют как сущностные характеристики человека, так и пути
личностного развития. Для Морено этот путь лежит через прохождение ролевых уровней:
соматического, психологического, социального, трансцендентного. Освоение социальных ролей,
расширение связей человека с другими людьми непосредственно предшествует уровню
трансцендентной роли. У К. Г. Юнга же Персона, в которой синтезируются социальные роли, лишь
поверхностный слой личности, а достижение Самости соотносится с освоением коллективного
бессознательного. В то же время интересно сходство юнгианского анализа и психодрамы в техническом
аспекте, в работе со снами, фантазиями.
Психодрама во многом использует теорию личности и патологии глубинной психологии и
одновременно находится в оппозиции к психоанализу, прежде всего в теории терапии. Если З. Фрейд
исследовал развитие личности исходя из анализа патологии, то Морено в теоретических построениях
основывался на видении человека в его космическом измерении и выделял факторы, которые
деформируют психическое развитие, для их элиминации. Фрейд стремился защитить Эго от влияния
общества, Морено считал необходимым развивать социальные связи личности. При этом оба
|