направления сходным образом понимали механизм психотерапии достижения катарсиса и инсайта
через повторное переживание и осознание прошлого. Но в психодраме травматичный опыт
рассматривается как существующий в настоящем, и личностная история не столько воспроизводится,
сколько «переигрывается». Интересно, что в одной из психоаналитических школ символдраме
угадываются контуры психодрамы.
В психодраме представлены все точки временной транспективы: прошлое, настоящее, будущее.
Помещение в фокус терапии настоящего характерно также для гештальт-терапии. Оба этих подхода
имеют общие корни и в понимании цели работы, и в механизмах, и в ориентации. В гештальт-терапии
применяются психодраматические техники: например, техника пустого стула.
Элементы драматизации в настоящее время широко распространены и используются в других
направлениях: в группах встреч, транзактном анализе, бихевиоральной психотерапии. С
бихевиоральной психотерапией психодраму сближает использование научения. В процессе
разыгрывания клиент не только испытывает катарсис, но и формирует новые реакции. Ориентация на
изменение поведения является общей для бихевиоральной психотерапии и психодрамы. Основа
драматических техник действие активно вовлекает протагониста в переживание.
Психодраматическое действие дает возможность закрепить результат инсайта и расширить
поведенческий репертуар.
Это обеспечивает преимущества психодрамы в решении проблемы сопротивления инсайту,
которая представляет серьезную трудность для психоанализа и других направлений, ориентированных
на вербальное взаимодействие. Психодрама преодолевает антагонизм, характерный для психоанализа и
бихевиоральной психотерапии, поскольку осознание и изменение поведения в ней присутствуют
одновременно.
Вовлеченность клиента достигается также за счет того, что в работе задействованы различные
модальности: слово, образ, движение. В психодраме, как и в большинстве других современных
подходов, широко используются невербальные техники.
В психодраме легче справиться с трудностью, которая становится камнем преткновения для
многих направлений: активность психотерапевта превращается в директивность, что приводит к
пассивности клиента, росту его сопротивления. В психодраме терапевт является лишь катализатором
сценического действия, но оно захватывает всех участников. Таким образом сохраняется управляемость
при минимальном вмешательстве ведущего. Групповая работа стала наиболее распространенной
инновацией Морено.
В техническом плане психодрама одно из самых продуктивных направлений. Огромное
количество процедур, рожденных в этом направлении, не поддается описанию. Творчество
психотерапевтов, работающих в этой ориентации, лишний раз доказывает, что психодрама достигает
своей главной цели развития креативности человека.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте теорию ролей Я. Л. Морено.
2. Опишите основные типы нарушений ролевого развития.
3. Сравните содержание понятия «регрессия» в различных психотерапевтических направлениях.
4. Дайте определение понятия «социальный атом».
5. Приведите примеры интер- и интраролевого, интер- и интраперсонального конфликтов.
6. Охарактеризуйте специфику психодрамы как метода групповой психотерапии с точки зрения
целей и особенностей организации психотерапевтического процесса.
7. Сравните типы отношений в психотерапии: трансфер, «теле», эмпатия.
8. Охарактеризуйте спектр ролей ведущего. Какова роль ко-терапевта в психодраме?
9. Опишите фазы психодраматического действия.
10. Придумайте технику для разогрева в начале работы группы.
11. Проведите параллели между индивидуальным развитием и групповой динамикой в
психодраматическом процессе.
12. Раскройте преимущества и ограничения техники «зеркало».
13. Каковы правила предоставления ролевой обратной связи?
14. Прокомментируйте следующий факт: одного участника психодрамы в начале работы группы
выбирали на роли Чувства вины, Матери, Субличности «Девочка», затем на роли Гнева, Мудрости,
|