непосредственное эстетическое переживание, выразить всеми возможными средствами смысл ситуации,
даже если это отчаяние и пустота. [П. Тиллих писал, что картина Пикассо «Герника» дает наиболее
точный портрет диссоциированного состояния довоенного европейского общества и «показывает то,
что сейчас чувствуют в своей душе многие американцы раскол, эмоциональные сомнения, пустоту и
бессмысленность» (цит. по: Экзистенциальная психология, с. 119).]
Религия все больше отделялась от повседневности, в основном реализуясь в специальных,
отведенных ей светской жизнью, случаях.
Этика расходилась с бизнесом, шагающим в ногу со всеобщей индустриализацией. Сбывалось
предсказание К. Маркса и Ф. Ницше о том, что успех индустриальной системы с ее накоплением
капитала (причем деньги полностью отделены от реального продукта человеческих рук) оказывает
деперсонализирующий и дегуманизирующий эффект на человека и его отношения с другими,
превращая людей из субъектов в объекты технологического воздействия.
В науке в это время, по меткому выражению Э. Кассирера, был период «автономных наук»:
каждая наука развивалась в собственном направлении, без единого принципа. Особенно это касалось
наук о человеке. В этот период представления о человеке подтверждались эмпирическими
доказательствами, накопленными прогрессивными науками, но «каждая теория становилась
прокрустовым ложем, на которое эмпирические факты укладывались таким образом, чтобы
соответствовать заранее предполагаемому образцу» (цит. по: Экзистенциальная психология, с. 125).
Во-вторых, это интенсивный опыт глобальных потрясений, обрушившихся на мир в XX в.
Революции и мировые войны, выход в космос, проникновение в макро- и микромиры, коммунизм и
фашизм, небывалый научно-технический прогресс все это неизбежно привело к поиску причин
подобных перемен и, как следствие, переосмыслению самих основ человеческой жизни.
В-третьих, появление достаточно большого количества пациентов, жалобы которых не
«вписывались» в традиционный круг симптоматики, с чем прежде имела дело психодинамическая и
поведенческая терапия, и соответственно для лечения которых традиционные методы были
малоэффективны.
Задолго до «сексуальной революции» 1960-х гг. было замечено, что смягчение моральных норм,
снятие запретов и т. п. (т. е. все то, к чему так или иначе вели оба психотерапевтических направления)
не только не приводят к уменьшению психологических проблем и психических расстройств и
предсказанному З. Фрейдом росту «витальности», но, наоборот, вызывают увеличение их количества.
Мало того, психотерапевтам стали предъявляться жалобы на такие нетрадиционные симптомы, как
одиночество, скука, недовольство жизнью, потеря смысла существования, духовная атрофия и т. п.
Своими корнями экзистенциальная психотерапия глубоко уходит в идеи как классической
[Прежде всего произведения Сократа, Платона, Блаженного Августина, Б. Паскаля, Ф. Шеллинга
(позднего периода), Л. Фейербаха, К. Маркса и других мыслителей прошлого, подчеркивавших разрыв
между сущностной природой человека и его действительной ситуацией.], так и современной
европейской философии, без рассмотрения чего невозможно понимание того мировоззрения, которое
стоит за сложившимися в ней положениями и техниками. Кроме того что многие свои понятия
экзистенциальная психотерапия позаимствовала из словаря экзистенциализма (экзистенция, чувство
бытия, подлинность и т. п.), как отмечают Р. Кочюнас и Г. Сартан /12/, «похоже, что она является
единственной психотерапевтической школой, методы которой имеют достаточно четкое философское
обоснование». [Вообще, как указывает Г. Оллпорт в своей работе Becoming, Basic Considerations for a
Psychology of Personality, американская и британская психология (прежде всего бихевиоризм), так же
как и общая интеллектуальная атмосфера, являются продолжением философии Дж. Локка, в то время
как в европейской психологии преобладает традиция, идущая от философии Лейбница. Особенность
первого вида философии заключается в подчеркивании того положения, что человеческий разум это
tabula rasa, на которой опыт затем записывает все, что происходит, тогда как в рамках философии
Лейбница разум рассматривается как имеющий собственное потенциально активное ядро.] Вместе с тем
необходимо отметить, что отношения между экзистенциальной психотерапией и экзистенциальной
школой философии образно можно сравнить «со связью между клинической фармакотерапией и
биохимическими лабораторными исследованиями» (Ялом, 1999, с. 21).
Философско-психологические модели генезиса невроза и теории психотерапии
И. Ялом очень точно замечает, что «экзистенциализму нелегко дать определение, так
|