начинается статья об экзистенциальной философии в одной из крупнейших современных философских
энциклопедий. Подобным образом начинаются и многие другие справочные тексты; в них
подчеркивается тот факт, что два философа, получившие ярлык "экзистенциальных", могут расходиться
в своих воззрениях абсолютно по всем кардинальным пунктам (кроме негативной реакции на получение
данного ярлыка). В большинстве философских работ эта проблема разрешается путем перечисления
экзистенциальных тем (например: бытие, свобода, выбор, смерть, изоляция, абсурдность) и определения
экзистенциального философа как того, чья работа посвящена их исследованию» (Ялом, 1999). В связи с
этим далее мы рассмотрим избранные работы тех философов, чьи идеи оказали значительное влияние
на психологическую практику, сформировавшуюся в рамках экзистенциальной традиции.
Родоначальником экзистенциального направления в философии и психологии стал датский
религиозный мыслитель С¸рен Кьеркегор (1813-1855 г.). [В одном из своих сатирических пассажей он
сказал о себе: «Данный писатель не имеет ничего общего с философом, он... любитель, который не
создает Систему, не обещает Систему, не приписывает ничего ей... Он легко предвидит свою судьбу в
том возрасте, когда страсть отступает, уступая место учению, в том возрасте, когда автор, который
хочет иметь читателей, должен позаботиться о том, чтобы его книги легко читались во время
полуденной дремы... Он предвидит свою судьбу: его будут полностью игнорировать» (цит. по:
Экзистенциальная психология..., с. 127). Предсказание оказалось точным. Кьеркегора почти не знали ни
как философа, ни как писателя, за исключением тех сатирических памфлетов, которые он публиковал в
юмористическом журнале в Копенгагене. Он умер в возрасте 44 лет. Его смерти предшествовал
интенсивный и одинокий период творческой работы, за который он написал более 20 книг. Философию
Кьеркегора заново открыли лишь в 20-х гг. прошлого века.] В своих работах он выдвигал идеи веры как
противоположности идеям рационализма, «тоталитаризма причинности», развиваемых
главенствовавшей в то время в философской системой Гегеля.
Кьеркегор выступал против всеобщих и объективных оснований человеческого бытия. С его
точки зрения, человек, в отличие от животного, является не родовым, а экзистирующим созданием (так
как человек сотворен по образу и подобию Бога). Исходя из этого, разум человека (его родовой
признак) является вторичным по отношению к его экзистирующей сущности. Кроме того, разум не
может служить основанием человеческой жизни еще и потому, что, хотя он и универсален и ни один
человек на земле не в силах избавиться от его велений, разум не способен охватить все богатство и
уникальность единичной человеческой жизни. Часто разум не в состоянии ни увидеть божественное
чудо, ни объяснить его. Он скользит лишь по поверхности, не проникая в глубь жизни, не постигая все
ее грани и измерения, прежде всего связанные с духовностью.
Между тем жизнь человека в целом, как считает Кьеркегор, покоится на тех или иных духовных
нормах и принципах отношения к жизни. Совокупность этих норм и принципов он называл этикой,
различая три несводимые друг к другу типа жизни, выражающиеся в трех различных этиках. Ставя в
центр своих философских размышлений проблему единичного бытия бытия единого и
единственного человека, он последовательно описал и проанализировал три «сферы существования»
человека эстетическую, этическую, религиозную. При этом движение бытия, по мысли Кьеркегора,
осуществляется линейно, а не спиралеобразно. Высшая стадия развития человека (стадия веры) не
имеет ничего общего с начальной стадией (эстетической). Вера не дополняет эстетическое и этическое
начало жизни, но возвышается над ними, противостоя им обоим.
Первая, эстетическая стадия жизни человека описывается Кьеркегором в двухтомной работе
«Или-или» (1843). Понимая эстетику как чувственность вообще, он писал, что на этой стадии человек
обычно одержим страстями. Выражением этики эстетического человека, который составляет
большинство, служит принцип «срывай день», а крайним выражением эстетического бытия является
эротика. Это делает эстетического человека пленником собственных устремлений, так как неизбежно
наступает пресыщение и ощущение бессмысленности существования, сопровождающееся отчаянием.
Второй стадией жизни человека является этическая стадия, которая противоположна
эстетической. Основой этической этики служит сознание ответственности и долга каждого человека
перед другим человеком, перед человечеством. На этом уровне жизни культивируются постоянство и
привычка, а основным требованием становится требование стать самим собой. [В своей работе
«Наслаждение и долг» Кьеркегор писал: «Эстетическим началом является в человеке то, благодаря чему
он является тем, что он есть; этическим же то, благодаря чему он становится тем, что он есть»
(Кьеркегор, 1994, с. 308).]
Религиозная этика, цементирующая подлинное бытие человека, не снимает предшествующие
две, а, напротив, является прямым противопоставлением как эстетической, так и этической стадиям
|