описываются в родо-видовых определениях. Человеческое же бытие отличается тем, что находится в
«понимании бытия», сколь бы смутным оно ни было, задается вопросом о его «смысле». Осознанно это
делают немногие, большинство людей «предпринимает, осведомляется, выспрашивает, наблюдает,
обсуждает, предназначает». Но в той или иной форме данный вопрос всегда стоит перед людьми, и
«каждый из нас поражался хотя бы однажды, возможно чаще, чем однажды, скрытой власти этого
вопроса, даже не осознавая при этом, что с ним происходит» (цит. по: Руткевич, с. 42).
Вопрос о «смысле бытия», по Хайдеггеру, не является просто характеристикой человеческого
мышления. Это само бытие задается вопросом о собственном смысле. Для обозначения этой
человеческой реальности Хайдеггер предлагает нетрадиционное истолкование немецкого термина
Dasein
Da sein (здесь бытие), употреблявшегося обычно в смысле «наличное бытие», или
«существование вообще». Он использует его в онтологическом смысле, говоря о возможных условиях
бытия, его априорных структурах, а не о реальности. В дальнейшем он очень подробно исследует эти
условия и структуры, называя их «экзистенциалами».
В «аналитике здесь-бытия» (Daseinanalytik) мир также неотделим от человеческого сознания.
Но, в отличие от феноменологии, Хайдеггер описывает мир, как он дан сознанию человека до любой
рефлексии (не говоря уже о научном опыте). «Здесь-бытие» всегда чье-то, оно всегда некое «я есмь»
или «ты еси», конкретно и раскрыто со всеми своими «экзистенциалами» себе самому. [Наиболее
точное описание «здесь-бытия» дает Б. Паскаль: «Когда я оглядываюсь на короткий миг своей жизни,
поглощенный бесконечностью со всех сторон, на то маленькое место, которое я занимаю, или даже
вижу, захваченный бесконечностью космоса, которого я не знаю и который не знает меня, я боюсь и
хочу увидеть себя скорее здесь, чем там, потому что не существует причин, по которым я должен быть
здесь, а не там, сейчас, а не тогда...» (цит. по: Экзистенциальная психология, с. 120).]
Первый из экзистенциалов «бытие-в-мире» (In-der-Welt-sein). Он означает, что Dasein всегда
конкретно и не может быть сведено к чистой мысли или субъективности. Человек немыслим без мира, с
которым он соотносится, поэтому его «бытие-в-мире» существенно отличается от бытия камня или
животного (они пребывают в мире иначе, чем человек). Соотнесенность человека с миром является
прежде всего практической, заинтересованной, инструментальной. Повседневное «бытие-в-мире»
изначально «сподручно».
«Сподручные» вещи, согласно Хайдеггеру, имеют для человека смысл, являясь его
возможными действиями. Порядок вещей, существующий во «внутреннем мире» человека,
представляет собой проекцию его возможностей. Мир есть поле деятельности Dasein, которое и придает
предметам «внутреннего мира» смысл. Пребывая в мире, Dasein не находится в пространстве, но
структурирует пространственность мира. Так, например, очки, через которые человек смотрит на
звезду, находятся в пространстве «заботы» куда дальше от него, чем сама звезда, имеющая смысл для
него как поэта или астронома. Переживание смысловой дистанции, близости или удаленности предмета
от сознания человека становится на место свойств объективно существующего пространства.
Следствием этого становится то, что Dasein бестелесно, ибо тело есть лишь нечто сподручное, один из
инструментов «здесь-бытия», которое само по себе не находится, «не имеет места» в пространстве.
«Здесь-бытие» всегда открыто другим, так как человек рождается уже помещенным в мир,
населенный другими людьми. Следующие два экзистенциала
«со-бытие» (Mitsein) и «со-здесь-
бытие» (Mitdasein) определяют модусы «здесь-бытия»: «падение», «заброшенность» и «проект».
«Падение» это экзистенциальный процесс самоотчуждения человека, потери собственной
подлинности (аутентичности), растворения в «публичном» мире. Описывая безличность людей,
погруженных в повседневность, Хайдеггер употребляет субстантивированное неопределенно-личное
местоимение das Man. «Совместное бытие настолько растворяет свое "здесь-бытие" в способе бытия
"других", что "другие" еще больше исчезают в своей различности и выразительности. В этой
неприметности и неуловимости разворачивается настоящая диктатура das Man... Мы наслаждаемся и
развлекаемся, как вообще наслаждаются, мы читаем, смотрим и судим о литературе так, как смотрят и
судят вообще, но мы и отделяем себя от "толпы", мы возмущаемся тем, чем вообще возмущаются.
Среднее, будучи неопределенным и будучи всеми, хотя и не суммой всех, предписывает способ бытия
повседневности» (цит. по: Руткевич, с. 47).
Подлинность и неподлинность являются результатами выбора каждого человека. Они
присутствуют всегда, в любой цивилизации, меняются лишь формы их проявления.
«Заброшенность» процесс созвучности мира и человека друг другу. Однажды человек
осознает, что, независимо от собственных желания или воли, он оказывается помещенным в какой-то
мир, где ему приходится жить. Это имеет важное психологическое значение, так как ощущения, чувства
|