Navigation bar
  Print document Start Previous page
 210 of 325 
Next page End  

которые пациентка не желает считать своими. Им противопоставляется совершенно недостижимый
идеал, а каждая неудачная попытка достичь идеального состояния только усиливает отрицание. Отказ
от принятия своего «заброшенного» в определенный телесный и социальный мир существования,
постановка неосуществимых целей приводят «Эллен Вест» к неврозу, переходящему в психоз, а затем к
самоубийству.
Основной сюжет этих историй болезни — отчаянное стремление человека к недостижимому
идеалу, по отношению к которому он чувствует себя ничтожным. Мир такого человека переполнен
самообвинениями, он презирает самого себя и ощущает себя презираемым другими. Бинсвангер
описывает динамику формирования идеалов такого рода как попытку индивида быть иным, чем он есть,
оставаясь одновременно самим собой. Роль идеалов, по его словам, заключается в создании укрытия от
экзистенциальной тревоги. Исходя из этого, стремление «не быть собой» у пациентов проявляется в
отвержении тех условий собственного существования, которые заданы наследственностью, семейной
средой, социальным положением. Эти условия переживались ими как нечто угрожающее их
независимости, как ограничения их личности. «Быть собой», напротив, значило для них соответствовать
выбранному ими самими идеалу.
Трагедией для каждого из них было то, что в существующих условиях представлявшийся им
абсолютный идеал был недостижим. Но конфликт обострялся еще и вследствие того, объяснял
Бинсвангер, что пациенты идентифицировали себя с полной противоположностью идеала, считали себя
воплощенным его отрицанием. В результате возникали навязчивые желания, мешающие любым
попыткам достигнуть идеального состояния.
Большая часть симптомов интерпретируется Бинсвангером как результат вращения пациентов в
этом замкнутом кругу: стремление достичь созданного собственным воображением абсолюта терпит
крах, что еще больше усиливает чувство собственной ничтожности и желание выйти из этого
положения — и так раз за разом. В результате безуспешности всех этих порывов они вообще
отказываются сами определять свою жизнь и полностью передают себя во власть других. Испытывая
угрозу собственному «Я» со стороны других и не видя, что причиной этого являются они сами, такого
рода пациенты в конце концов сдаются, теряют собственное «Я» и «бегут в психоз».
В качестве клинической иллюстрации приведем другой случай, описанный Бинсвангером в
работе «Психическая болезнь как феномен жизне-истории и как психическое расстройство: Случай
Ильзы» (Экзистенциальная психология, с. 333-360). Ильза, 39-летняя мать троих детей, оказалась
пациенткой Бинсвангера в связи с бредовыми идеями отношений. Психологической основой этих идей
служили безуспешные попытки изменить деспотичность, черствость и грубость отца по отношению к
матери. Видимой причиной для этого послужил эпизод, когда через 4 месяца после посещения
спектакля «Гамлет» Ильзе «захотелось показать отцу, на что способна любовь» и она «в присутствии
отца сунула правую руку до предплечья в горящую печь, а затем протянула к нему руки со словами:
"Смотри, я сделала это, чтобы показать тебе, как сильно я тебя люблю!"» (с. 334). Бинсвангер
анализирует этот поступок с нескольких точек зрения. На поверхностном уровне это было сделано для
блага матери. На более глубоком — это акт очищения и искупления за инцестуозную любовь к отцу:
Ильза попыталась «растопить лед» отцовского сердца в огне своей любви к нему, которая должна была
закончится союзом между приносящей жертву и тем, ради кого она приносится. Кроме того, она
стремилась выжечь из себя «внутренний огонь», который пожирает ее. Неудача привела к тому, что
Ильза размножила тему отца на всех мужчин, которые стали одновременно и привлекать и отталкивать
ее, вызывать чувство вины и ненависти, в связи с чем возникли бредовые идеи любви, преследования и
т. п. Предостерегая от того, чтобы видеть в этой истории, «как это принято в психоанализе, просто
историю либидо, его фиксацию на отце, его вынужденное отделение от отца и его постоянный перенос
в окружающий мир» (с. 346), Бинсвангер пишет: «Хотя существование само по себе не устанавливает
свое основание, а получает его извне как свое бытие и наследие, ему все же дается свобода в
формировании отношения к основанию, "почве". Иметь отца и мать — это часть бытия человека, точно
так же как иметь организм и историю. Поэтому, когда родители "утрачены", существование может
подвергнутся самому серьезному кризису. Но Ильза осознала, что этот отец и эта мать — ее судьба,
полученная в наследство и как задача; проблема ее существования была в том, как разрешить эту задачу
при этой судьбе. Поэтому в ее "комплексе отца" действуют судьба и свобода» (с. 346).
В дазайн-анализе рассматривается несколько способов существования (модусов). При
одномерном способе существования (сингулярный модус) человек живет только для себя.
Дуалистический способ существования (дуальный модус) может быть достигнут двумя людьми,
любящими друг друга. Плюралистический способ существования (множественный модус) означает
Hosted by uCoz