лечении психотиков.
В своих разработках Лэнг использовал не только научные данные, но и материалы
художественной литературы и философии. По словам одного из исследователей его творчества, П.
Сиджуика, «Лэнг оказался способен найти полезные сведения относительно психотиков... не только у
клиницистов европейской феноменологической школы (Бинсвангер, Минковский, Босс), но также у
философов и писателей (Сартр, Беккет, Тиллих, Хайдеггер и даже Гегель), предметом которых была не
сфера патологии, но которые рассматривали фундаментальные ситуации человеческого
существования... Одна из самых сложных философий была направлена на одно из самых непонятных
умственных состояний... Важная форма психоза была прояснена как ментальная система, обладающая...
логической связностью... как завершение рациональной стратегии, принятой пациентом перед лицом
двусмысленного и угрожающего окружения» (цит. по: Руткевич, с. 124). Работы Лэнга имели большой
успех не только у психотерапевтов и психологов, но и у философов, социологов, теологов и писателей.
Умер Лэнг в 1994 г.
Лэнг считал, что экзистенциальная феноменология должна не только дать описание внутреннего
опыта личности, но и установить место этого опыта в контексте целостного «бытия-в-мире».
Психическое заболевание, прежде всего психотическое, постижимо только в экзистенциальном
контексте, который делает понятным переход от здорового способа «бытия-в-мире» к психотическому
«бытию-в-мире». При этом понятия клинической психиатрии и психопатологии Лэнг считал
совершенно неприемлемыми для понимания этого перехода, так как они разбивают целостность
человеческого существования на дихотомии физического и психического, души и тела и т. д. Так,
естественно-научные данные раскрывают закономерности функционирования человека как
биологического организма, но они не дают понимания его жизни как личности. Поэтому современные
психология и психиатрия во всех своих формах дают искаженное представление о внутреннем мире
пациента. И соответственно, единственной возможной формой постижения личностного в человеке
является экзистенциальная феноменология, которая «артикулирует то, чем является мир другого и
каков способ его бытия в нем».
Единственным путем постижения мира психотика Лэнг считает погружение в «его мир». Важно
отметить, что при этом «безумие» понимается как характеристика межличностных отношений,
возникающая в зависимости от понятности или непонятности суждений и действий другого. Исходя из
этого, здоровье определяется своеобразным «общественным договором». Человек расценивается как
«сумасшедший» в том случае, если он радикально расходится с обществом в интерпретации тех или
иных мотивов, чувств, мыслей и действий. «Психически больной это имя, которое мы даем другой
личности при разобщенных взаимоотношениях определенного рода. Только из-за этого
межличностного разобщения мы начинаем брать на анализ его мочу и искать аномалии в графиках
электрической активности его мозга» (Лэнг, с. 30).
Так же как и его предшественники, Лэнг опирался в своей концепции на хайдеггеровскую
онтологию, но ввел ряд новых положений. Так, главным условием «онтологической безопасности» он
считает способность быть автономной индивидуальностью, которая наделяет человека одновременно
«самоидентичностью» и способностью вступать в общение с другими. «Онтологически небезопасная
личность» постоянно озабочена сохранением самой себя, «обычные условия жизни угрожают ее
нижнему порогу безопасности» (Лэнг, с. 37). «Онтологическая небезопасность» ощущается как
непрерывное наличие угрозы собственному существованию в качестве личности, как тревога.
Лэнг выделяет три формы тревоги, которые, с его точки зрения, чаще всего встречаются при
психотических расстройствах: «поглощение», «прорыв», «окаменение» (деперсонализация).
Неуверенность в собственной идентичности вызывает страх быть поглощенным другими в общении.
В результате личность стремится к изоляции, разрываясь между полюсами полного растворения и
полной изоляции.
Поскольку «онтологически небезопасная личность» чувствует себя совершенно опустошенной,
она боится заполнения этого вакуума, боится, что с этим заполнением может полностью потерять себя.
Каждый контакт с реальностью воспринимается ею как нечто ужасное, как угроза «прорыва»
неведомых сил. Этот страх переносится и на межличностные отношения: «Риск состоит в следующем:
если человек переживает другого как обладающего свободной волей, он беззащитен перед
возможностью переживать самого себя как объект его переживания, и тем самым ощущение
собственной субъективности исчезает. Человека пугает возможность стать не более чем вещью в мире
другого, не обладающей собственной жизнью, собственным бытием» (Лэнг, с. 43).
Чтобы этого избежать, психотическая личность превентивно деперсонализирует других. В
|