Бубер считал, что стремление к отношениям является «врожденным», данным изначально, и
полагал, «что в материнской утробе любой человек знает вселенную (т. е. находится в отношениях с
ней) и забывает ее при рождении». У ребенка есть «побуждение» к контакту (изначально тактильному),
а затем «оптимальному» контакту с другим существом. Ребенок не знает никакого «Я», он не знает
никакого иного состояния бытия, кроме отношений.
Бубер также утверждал, что «в начале отношение». Поэтому человек не существует как
отдельная сущность, а «сотворен между». По его мнению, существуют два основных типа отношений и
соответственно два типа взаимосвязи «Я-Ты» и «Я-Оно». Отношения «Я-Оно» это отношения
между человеком и средствами, так называемые «функциональные» отношения, отношения между
субъектом и объектом, где полностью отсутствует взаимность. Отношения «Я-Ты» это целиком
взаимные отношения, включающие в себя полное переживание другого. Они отличаются от эмпатии,
так как это больше, чем «Я», пытающееся отнестись к «другому». «Не существует "Я" как такового, а
есть лишь фундаментальное "Я-Ты"», писал Бубер.
Кроме того, само «Я» в этих двух ситуациях различно. Это не «Я» в психоаналитическом
понимании «Эго», занимающее исключительное положение в реальности и решающее, устанавливать
ли отношения с объектами, присутствующими в поле зрения человека (т. е. «Оно» или «Ты»). В
понимании Бубера это «Я» можно обозначить таким неологизмом, как «междувость»,
подчеркивающим, что оно возникает и формируется в контексте каких-то отношений.
Таким образом, с каждым объектом, или «Ты», и в каждое мгновение отношений «Я» создается
заново. При отношении к «Оно» человек удерживает от контакта какую-то часть себя, изучает «Оно» со
многих возможных точек зрения; категоризирует, анализирует, судит и выносит решение о положении
«Оно» в своей «карте мира». Когда же человек соотносится с «Ты», в это вовлечено все его существо,
поэтому ничего невозможно изъять. «Базисное слово "Я-Ты" может произнести только вс¸ существо
человека. Концентрация и слияние в целостное существо не могут быть осуществлены мной, не могут
быть осуществлены без меня. "Я" нуждаюсь в "Ты" для становления; становясь Я, я говорю "Ты"».
В первом случае, когда человек соотносится с другим менее чем всем своим существом
(например, соотносясь через зависимость или манипуляцию), он остается на объективной позиции
наблюдателя, думающего о впечатлении, которое его действия произведут на другого, соответственно
превращая встречу Я-Ты во встречу Я-Оно. Поэтому, чтобы перейти во вторую ситуацию, на уровень
близкого общения «Я» «Ты», необходимо отбросить стереотипы и ожидания, связанные с другим, и
позволить сформировать себя ответом другого. Чтобы быть в отношениях с другим, не нуждаясь в нем,
человек должен потерять или превзойти себя. [Бубер проиллюстрировал это положение своими
детскими отношениями с конем. «Когда мне было одиннадцать лет, я проводил лето в поместье
бабушки и деда. Настолько часто, насколько я мог делать это незаметно, я прокрадывался в конюшню и
ласково гладил по шее моего любимого ширококостного серого в яблоках коня. Это было не случайное
удовольствие, а великое, конечно, дружеское и вместе с тем глубоко волнующее действие. Чтобы
объяснить его сейчас, начиная с воспоминания, свежесть которого все еще хранит моя рука, я должен
сказать, что, соприкасаясь с животным, я ощущал именно Другого, огромную непохожесть Другого,
которая, однако, не оставалась чужой, как непохожесть быка или барана, но позволяла мне
приблизиться и коснуться ее. Когда я гладил мощную гриву, иногда чудесно мягкую и расчесанную, в
другое время удивительно неухоженную, под своей рукой я чувствовал жизнь, как будто стихия самой
жизненной энергии граничила с моей кожей что-то, что не было мною, конечно, не было похоже на
меня, ощутимо другое, не просто иное, действительно Другое само по себе; и тем не менее оно
позволяло мне подойти, доверялось мне, стихийно ставило себя со мной в отношения Ты и Ты. Конь,
даже когда я не начинал с того, чтобы сыпать для него овес в ясли, очень мягко поднимал свою
массивную голову, слегка прядал ушами, потом тихонько ржал, как заговорщик подает сигнал, надеясь,
что его узнает только участник заговора; я был одобрен. Но один раз не знаю, что нашло на ребенка,
во всяком случае это было вполне детское переживание меня поразила мысль, как мне весело
гладить, и внезапно я стал сознавать свою руку. Игра продолжалась, как прежде, но что-то изменилось,
это уже не было тем же самым. И на следующий день, когда я, задав обильный корм, погладил голову
моего друга, он не поднял головы» (пит. по: Ялом, 1999, с. 412).]
Основной способ переживания Я-Ты это немой или произнесенный «диалог», в котором
«каждый из участников имеет в виду другого или других в их особом бытии и обращается к ним с
намерением установить живые взаимоотношения между собой и ими». Поворот от другого Бубер назвал
«рефлексией». В рефлексии человек не просто «озабочен собой», но через эти «монологи,
замаскированные под диалог» забывает об особом существовании другого.
|