экзистенциальной психотерапии экзистенциальное консультирование Р. Мэя [По оценке Г.
Шпигельберга, Р. Мэй является «наиболее влиятельным американским представителем
экзистенциальной феноменологии, подготовившим почву для нового подхода к феноменологической
психологии» (Spiegelberg, p. 158).] и логотерапия В. Франкла.
Ролло Мэй родился в 1909 г. в штате Огайо в семье секретаря христианской общины и был
седьмым ребенком в семье. Его отец довольно часто перевозил семью с места на место.
Взаимоотношения родителей были сложными, поэтому жизнь в родительском доме была нерадостной.
Кроме того, единственная сестра Мэя, старше его, страдала психозом и некоторое время провела в
психиатрической больнице. Мэй изучал искусствоведение в Оберлинском колледже и в 1930 г. получил
степень бакалавра гуманитарных наук. Позже он жил в Греции, где в течение трех лет преподавал в
школе гуманитарные предметы, в то же время занимаясь историей древнегреческой цивилизации.
Помимо этого, одно лето Мэй посвятил изучению индивидуальной психологии в Вене под
руководством А. Адлера. Вернувшись на родину, он в 1938 г. получил степень бакалавра богословия в
теологической семинарии, где встретился с высланным из нацистской Германии протестантским
теологом П. Тиллихом, с которым впоследствии подружился. Именно под его влиянием Мэй обратился
к произведениям экзистенциальных философов. В последующие годы Мэй работал в нью-йоркском
Институте психиатрии, психоанализа и психологии главном американском центре неофрейдизма, где
рядом с ним работали Э. Фромм и Г. С. Салливан. В 1949 г., после специализации в области
клинической психологии в Колумбийском университете, Мэй получил степень доктора философии.
Вскоре Мэй заболел туберкулезом и два года лечился в загородном санатории; именно тогда он написал
книгу «Смысл тревоги».
После этого Мэй работал в Нью-Йорке: практиковал в качестве частного психиатра, писал книги
и статьи, был адъюнкт-профессором в Новой школе социальных исследований при Нью-Йоркском
университете, обучающим аналитиком и наблюдателем в Институте Уильяма Алансона Уайта. Затем он
переехал в Сан-Франциско, где продолжал практику и преподавательскую деятельность, а также
написал ряд новых книг. Скончался Ролло Мэй 22 октября 1994 г.
Мэй пытался совместить реформированный психоанализ З. Фрейда с идеями С. Кьеркегора,
прочитанного «онтологически», т. е. сквозь «бытие и время» М. Хайдеггера, «экзистенциальный
анализ» Л. Бинсвангера и теологию П. Тиллиха. Он пришел к выводу, что причиной неврозов являются
не проблемы из прошлого пациента (фиксации либидо, нарушенные объектные отношения и т. п.), а те
проблемы, которые он не может решить в настоящий момент. Такая актуальная импотентность
неминуемо ведет к потере спонтанности, нацеленности в будущее, творческих способностей.
Массовая культура, поощряющая конформистские тенденции в обществе, приводит к тому, что
современные люди подавляют в себе чувство бытия, связанное со всем опытом их существования, как
сознательным, так и бессознательным. Между тем людям жизненно необходимо ощущать свое бытие в
мире и иметь основной «Я-существую» опыт. Один из пациентов Мэя сказал об этом так: «Поскольку я
Есть (Существую), я имею право Быть». Очевидно, что опыт «Я-существую» сам по себе не приводит к
решению проблем пациентов, но он является необходимым условием для решения этих проблем.
С точки зрения Мэя, психически нормальный человек способен находить конструктивные пути
для самовыражения. Для него характерен разрыв между тем, что он есть, и тем, чем он хочет быть,
создающий творческое напряжение. Согласно этому исследователю, имеется множество окружающих
миров столько же, сколько людей. «Мир является структурой смысловых отношений, в которых
существует личность и в образе которого она соучаствует». Мир включает в себя прошлые события,
которые существуют не объективно, а в зависимости от отношения индивида к ним, от того смысла,
который они для него имеют, и возможности индивида. Человек все время как бы «достраивает» свой
мир. Вслед за Л. Бинсвангером Мэй выделяет три «основных модуса мира».
Первый, Umwelt
«внешний мир». Umwelt представляет собой естественный мир, законы
природы и окружающую среду. Umwelt и животных, и людей включает в себя биологические
потребности, стремления, инстинкты. Он также включает в себя ежедневные и жизненные циклы
каждого организма. Естественный мир воспринимается как реальный.
Второй, Mitwelt
«совместный мир». Это социальный мир общения людей с подобными им
людьми отдельно и в группах. При наличии как личных, так и групповых отношений люди влияют друг
на друга и на структуру смысла, которая развивается. Вслед за М. Бубером Мэй пишет о том, что
сущность человеческих отношений заключается во взаимном изменении. Значимость взаимоотношений
зависит от того, насколько индивид ценен, важен, привлекателен для партнера. Точно так же от степени
вовлечения людей в жизнь группы зависит то, какое значение имеют для них эти группы.
|