Navigation bar
  Print document Start Previous page
 223 of 325 
Next page End  

Третий, Eigenwelt
«внутренний мир». Eigenwelt уникален у каждого человека и
обусловливает развитие самосознания и само-осознания. Eigenwelt также лежит в основе постижения
смысла вещи или человека. Именно он определяет индивидуальное отношение к вещам и людям
(например, выражение «Этот цветок красив» с точки зрения Eigenwelt означает «Для меня этот цветок
красив»).
Три вида бытия взаимосвязаны. Например, любовь подразумевает нечто большее, чем
биологические стремления Umwelt, а также нечто большее, чем социальные или межличностные
отношения Mitwelt. Для возникновения и развития чувства любви требуется наличие Eigenwelt, так как,
для того чтобы общаться с другими, люди должны быть самодостаточными. Однако «собственный мир»
человека не может быть сведен к этим модусам. Этот мир предполагает самоотнесенность и
самосознание. Только обратившись к этому измерению, можно понять, что значат для индивида
окружающие его предметы.
Чтобы продемонстрировать применение данных модусов в клинической практике, приведем
отрывок из уже упоминавшегося «Случая Эллен Вест», описанного Бинсвангером. «...Если мы еще раз
попытаемся суммировать индивидуальные черты и феноменологические формы модуса этого бытия-в-
мире [Эллен] в различных зонах мира... мы снова сочтем за лучшее начать с мира-ландшафта: бытие-
ограниченным и бытие-подавляемым здесь представлены как затемнение, темнота, ночь, холод, отлив,
пределы или границы — как сырая туманная или облачная пелена, пустота — как Сверхъестественное,
страстная жажда освобождения (от дыры) — как подъем в воздух, Я — как беспокойная птица. В мире
растительного прозябания бытие-ограниченным и бытие-подавляемым обнаруживает себя как увядание,
барьеры — как спертый воздух, пустота — как сорняки, страстное желание свободы — как влечение к
росту, Я — как увядшее растение. В мире вещей мы находим бытие-ограниченным в норе, клетке,
гробу, барьеры — в стенах, крепости, ловушках, путах; желание свободы — в оплодотворенной утробе,
Я — в выброшенной скорлупе. В животном мире бытие-ограниченным представляется как бытие-в-
норе, барьеры — как земля или темная ночь, Я — как червь, более неспособный ни к какой жажде
свободы, пустота — как всего лишь прозябание. В Mitwelt бытие-ограниченным рассматривается как
бытие-порабощенным, -подавленным, -истощенным и -преследуемым, пустота — как утрата покоя,
безразличие, безрадостное подчинение, изоляция, одиночество, барьеры — как ловушки, или змеи
повседневности, или удушливый воздух, сама дыра — как маленький мирок (обыденность), страстное
желание свободы — как стремление к независимости, неповиновению, восстанию, бунту, Я — как
мятежник, нигилист; позже — как трусливый соглашатель. В Eigenwelt как в мире мысли мы узнаем
бытие-ограниченным в трусости, потакании слабостям, отказе от возвышенных намерений, барьеры —
в обвиняющих, глумящихся духах или призраках, обступающих и нападающих со всех сторон, пустоту
— в управляемости одной-единственной идеей, даже в качестве Ничто, Я — в робком черве,
замороженном сердце, страстное желание свободы мы видим в отчаянии. Наконец, в Eigenwelt как в
телесном мире мы нашли бытие-ограниченным или подавленным в потолстении, барьеры или стены —
в слое жира, в который существование, как в стены, колотит кулаками, пустоту — в ощущении себя
пустой, глупой, старой, уродливой и даже мертвой, жажду свободы — в желании-быть-стройной, Я —
как просто полость для наполнения и нового опустошения» (Экзистенциальная психология, с. 469).
Ключевым понятием для понимания человеческого мира служит тревога. Мэй отмечает, что
тревога неизбежно присутствует в человеческой жизни. Согласно его утверждению, быть человеком —
значит быть тревожным. Проводя различие между нормальной и невротической тревогой, он
определяет нормальную тревогу как результат угрозы человеческому существованию или ценностям,
которые индивид идентифицирует со своим существованием. В ходе нормального развития каждый
человек переживает различные угрозы своему существованию. Одним из источников нормальной
тревоги является человеческая экзистенциальная уязвимость по отношению к природе, болезни и
смерти. Другой источник тревоги — это потребность постепенно становиться независимым от
родителей, связанная с развитием напряженных отношений и кризисов. Но люди могут использовать
такие угрозы с пользой для себя в качестве обучающего опыта и продолжать развиваться.
Нормальная тревога характеризуется тремя чертами. Во-первых, выраженность нормальной
тревоги соответствует серьезности объективной угрозы, имеющей место в сложившейся ситуации. Во-
вторых, нормальная тревога не приводит к подавлению. В-третьих, такую тревогу можно использовать
творчески — идентифицировать факторы, обусловившие ее возникновение, и постараться
противостоять этим факторам. Отсюда вытекает главная задача экзистенциальной психотерапии —
помочь пациентам научиться мириться с «нормальными» неприятностями, которые являются частью
человеческого существования.
Hosted by uCoz