Невротическая тревога в корне отличаются от нормальной. Прежде всего это неадекватная
реакция на объективную угрозу. Такая тревога подразумевает подавление и является скорее
разрушительной, чем конструктивной. Однако невротическую тревогу можно рассматривать и с другой
точки зрения. Люди субъективно реагируют на объективные угрозы, при этом сильное влияние на
реакцию людей оказывают их внутренние психологические модели и конфликты. Подавление и
блокирование осознания, связанные с невротической тревогой, делают людей более уязвимыми по
отношению к угрозам. Это объясняется тем, что люди утрачивают доступ к важной информации, с
помощью которой можно идентифицировать угрозы и справляться с ними.
Таким образом, основной принцип экзистенциальной психотерапии Мэя состоит в том, что от
невротических страхов индивид освобождается через осознание «базисной тревоги», поскольку, с его
точки зрения, имеется обратное отношение между осознанием тревоги и присутствием симптомов.
Тревога, как страх за само бытие, должна «растворить» все невротические фобии. Осознанная тревога
хотя и может быть более болезненной, но она может быть использована также для интеграции «Я».
Мэй также считает, что, подобно тревоге, важной частью человеческого существования является
и вина. Можно провести различие между нормальной и невротической виной. В основе невротической
вины лежат воображаемые проступки, направленные против других людей, родительских приказаний и
принятых социальных правил. Нормальная вина
это призыв к совести, она побуждает людей
придавать большее значение этическим аспектам своего поведения. Другой формой вины является
экзистенциальная, или онтологическая, вина. Мэй различает три ее формы.
Первая форма соответствует Eigenwelt и является следствием неумения жить в соответствии со
своим потенциалом. В качестве примера можно сказать, что люди могут чувствовать вину, считая, что
они причинили вред сами себе.
Вторая форма экзистенциальной вины соответствует Mitwelt, в ее основе лежит искажение
индивидом действительности своих близких: человек может чувствовать вину, считая, что он причинил
вред своим близким или друзьям.
Третья форма экзистенциальной вины соответствует как Umwelt, так и двум другим «видам
бытия», и представляет собой «вину разобщения», объектом которой выступает природа как целое.
Мэй описывает чувство экзистенциальной вины как «позитивную конструктивную эмоцию...
восприятия различия между тем, что представляет собой вещь, и чем она должна была бы быть» (цит.
по: Экзистенциальная психология, с. 160). Экзистенциальная вина универсальна, так как она коренится
в самоосознании. Она не является результатом невыполнения родительских приказаний или нарушения
культурных норм, а связана с имеющейся у каждого человека возможностью выбора. Таким образом,
понятие «экзистенциальная вина» тесно связано с понятием личной ответственности. [М. Босс пишет:
«Если вы запираете свой потенциал, то вы виноваты перед тем, что вам дано с рождения, заложено в
вашем "ядре". Именно в этом экзистенциальном состоянии бытия в долгу и бытия виноватым
основываются всевозможные ощущения вины, различные его формы, проявляющиеся в нашей
действительности» (цит. по: Экзистенциальная психология, с. 159).] Сама по себе экзистенциальная
вина не является невротической виной, но она обладает потенциалом, необходимым для превращения в
невротическую вину. Однако при правильном подходе экзистенциальная вина может принести
индивиду пользу, способствуя способности мириться с окружающим миром и сопереживать другим
людям, а также развитию творческого потенциала.
В качестве «онтологических условий» человеческого существования Мэй выделил следующие
структуры «бытия-в-мире»:
1) центрированность человек должен иметь мужество видеть себя отдельным и независимым
центром всего окружающего, утверждать себя в этом качестве;
2) самоутверждение человек должен реализовывать себя в выборе;
3) соучастие
человеку необходимо соотносить себя с другими людьми. Невротические
симптомы появляются, когда либо соучастие, либо центрированность доминируют;
4) осознание (awareness)
каждый человек имеет опыт самого себя, своих желаний и
потребностей. Этот опыт имеется еще до ясного сознания и целесообразного действия;
5) тревога, в которой человеку открывается возможность небытия.
Кроме того, «необходимыми условиями» человеческого существования Мэй считает любовь и
волю.
Говоря о любви, Мэй цитирует П. Тиллиха: «Любовь есть онтологическое понятие. Ее
эмоциональный компонент является следствием ее онтологической природы». Анализируя
платоновское учение об Эросе и фрейдовскую теорию либидо, Мэй пишет, что Эрос, «творческая
|