Navigation bar
  Print document Start Previous page
 229 of 325 
Next page End  

со здоровой психикой). Кроме того, мера травматизации также зависит от степени принятия смерти,
характерной для данной культуры.
При недостатке сведений дети обращаются к другим источникам информации, имеющим
различную степень надежности. В связи с этим дети часто отгораживаются от смерти дезинформацией,
отрицанием, сказками, эвфемизмами и т. п. Отсюда Ялом делает вывод о том, что одна из
просветительских задач экзистенциального терапевта состоит в том, чтобы разработать принципы
сообщения детям сведений о смерти.
И у детей, и у взрослых Ялом выделил два главных механизма защиты от тревоги, связанной
со смертью. Прежде всего это вера в свою особенность. В то время как на сознательном уровне
большинство людей принимают неизбежность конечности своей жизни, глубоко в душе они могут
лелеять иррациональную веру в собственное бессмертие и неприкосновенность. Если этот защитный
механизм недостаточно хорошо развит или отсутствует, у людей могут развиваться такие клинические
синдромы, как маниакальный героизм, «трудоголизм», отсутствие ощущения времени,
самовлюбленность, стремление к власти и контролю. Обращение к психотерапевтам чаще всего связано
с тем, что по какой-либо причине эти синдромы перестают выполнять свои задачи (например, в силу
потери работы, власти и т. п.).
В основе механизма веры в спасителя, который придет на помощь в последний момент,
лежит представление человека о том, что хотя с ним может случиться что-то плохое, он не одинок в
огромной равнодушной Вселенной и некий вездесущий служитель добрых сил в трудный момент
придет на помощь и спасет его. Люди, использующие данный механизм защиты, могут ограничивать
свою жизнь, попадая в психологическую зависимость от определенного человека (матери, жены,
начальника и т. п.). Большинство людей не осознают эту веру до тех пор, пока она не дает сбой
(например, когда у человека обнаруживается неизлечимая болезнь или когда объект привязанности
умирает или психологически отдаляется).
Свобода прежде всего предполагает, что не существует никакой падежной основы,
поддерживающей человеческое существование. Это порождает тревогу и страх, а также необходимость
ответственности. Свободные люди ответственны не только за придание миру смысла, но и за свою
жизнь, за свои действия и неудачи при совершении действий. Поэтому второй экзистенциальный
конфликт это конфликт между столкновением людей с отсутствием опоры и свободой и их
стремлением к обретению основы и структуры.
Ялом отмечает, что в XX в. происходили достаточно быстрые распад и изменение моральных
ценностей, что привело к их инфляции и релятивизации. В результате современное воспитание ставит
слишком мало запретов, что неизбежно приводит к тому, что при появлении потребности выбирать у
многих молодых людей возникает растерянность, так как они не знают, что и как надо выбирать. Они
оказываются неготовыми к свободе, которой обладают, и уделяют меньшее внимание тому, что должны
делать, перенося акцент на то, что они хотят делать. Живя в переходный период между старым и
новым восприятием мира, многие люди не сумели научиться ни как желать, ни как проявлять волю и
принимать решения, оставаясь последовательным и настойчивым в их реализации.
Механизмы защиты от тревоги, связанной со свободой, помогают индивидам избежать
осознания своей ответственности за собственную жизнь. Осознание ответственности влечет за собой
развитие состояния, в котором человек «осознает, что создал самого себя, свою судьбу,
затруднительное положение, чувства и, если таковое имеет место, собственное страдание». Основной
вид защиты — компульсивность или навязчивость, проявляющаяся в разных сферах жизни и
деятельности.
Другие виды защиты от тревоги, связанной со свободой, представляют собой:
1) перенос ответственности на других (в том числе на психотерапевтов);
2) отрицание ответственности посредством изображения себя невинной жертвой или утраты
контроля;
3) уклонение от автономного поведения;
4) патологические изъявления желаний.
В изоляции Ялом выделяет три формы. При наличии межличностной изоляции, часто
переживаемой как одиночество, люди в различной степени отрезаны от других. Возникновение
межличностной изоляции может быть обусловлено недостаточным развитием социальных навыков,
наличием психических отклонений, собственным выбором или необходимостью.
При наличии внутриличностной изоляции у людей заблокировано осознание частей самих себя
или же люди как бы отделены от некоторых своих частей. Если межличностная изоляция может быть не
Hosted by uCoz