со здоровой психикой). Кроме того, мера травматизации также зависит от степени принятия смерти,
характерной для данной культуры.
При недостатке сведений дети обращаются к другим источникам информации, имеющим
различную степень надежности. В связи с этим дети часто отгораживаются от смерти дезинформацией,
отрицанием, сказками, эвфемизмами и т. п. Отсюда Ялом делает вывод о том, что одна из
просветительских задач экзистенциального терапевта состоит в том, чтобы разработать принципы
сообщения детям сведений о смерти.
И у детей, и у взрослых Ялом выделил два главных механизма защиты от тревоги, связанной
со смертью. Прежде всего это вера в свою особенность. В то время как на сознательном уровне
большинство людей принимают неизбежность конечности своей жизни, глубоко в душе они могут
лелеять иррациональную веру в собственное бессмертие и неприкосновенность. Если этот защитный
механизм недостаточно хорошо развит или отсутствует, у людей могут развиваться такие клинические
синдромы, как маниакальный героизм, «трудоголизм», отсутствие ощущения времени,
самовлюбленность, стремление к власти и контролю. Обращение к психотерапевтам чаще всего связано
с тем, что по какой-либо причине эти синдромы перестают выполнять свои задачи (например, в силу
потери работы, власти и т. п.).
В основе механизма веры в спасителя, который придет на помощь в последний момент,
лежит представление человека о том, что хотя с ним может случиться что-то плохое, он не одинок в
огромной равнодушной Вселенной и некий вездесущий служитель добрых сил в трудный момент
придет на помощь и спасет его. Люди, использующие данный механизм защиты, могут ограничивать
свою жизнь, попадая в психологическую зависимость от определенного человека (матери, жены,
начальника и т. п.). Большинство людей не осознают эту веру до тех пор, пока она не дает сбой
(например, когда у человека обнаруживается неизлечимая болезнь или когда объект привязанности
умирает или психологически отдаляется).
Свобода прежде всего предполагает, что не существует никакой падежной основы,
поддерживающей человеческое существование. Это порождает тревогу и страх, а также необходимость
ответственности. Свободные люди ответственны не только за придание миру смысла, но и за свою
жизнь, за свои действия и неудачи при совершении действий. Поэтому второй экзистенциальный
конфликт это конфликт между столкновением людей с отсутствием опоры и свободой и их
стремлением к обретению основы и структуры.
Ялом отмечает, что в XX в. происходили достаточно быстрые распад и изменение моральных
ценностей, что привело к их инфляции и релятивизации. В результате современное воспитание ставит
слишком мало запретов, что неизбежно приводит к тому, что при появлении потребности выбирать у
многих молодых людей возникает растерянность, так как они не знают, что и как надо выбирать. Они
оказываются неготовыми к свободе, которой обладают, и уделяют меньшее внимание тому, что должны
делать, перенося акцент на то, что они хотят делать. Живя в переходный период между старым и
новым восприятием мира, многие люди не сумели научиться ни как желать, ни как проявлять волю и
принимать решения, оставаясь последовательным и настойчивым в их реализации.
Механизмы защиты от тревоги, связанной со свободой, помогают индивидам избежать
осознания своей ответственности за собственную жизнь. Осознание ответственности влечет за собой
развитие состояния, в котором человек «осознает, что создал самого себя, свою судьбу,
затруднительное положение, чувства и, если таковое имеет место, собственное страдание». Основной
вид защиты компульсивность или навязчивость, проявляющаяся в разных сферах жизни и
деятельности.
Другие виды защиты от тревоги, связанной со свободой, представляют собой:
1) перенос ответственности на других (в том числе на психотерапевтов);
2) отрицание ответственности посредством изображения себя невинной жертвой или утраты
контроля;
3) уклонение от автономного поведения;
4) патологические изъявления желаний.
В изоляции Ялом выделяет три формы. При наличии межличностной изоляции, часто
переживаемой как одиночество, люди в различной степени отрезаны от других. Возникновение
межличностной изоляции может быть обусловлено недостаточным развитием социальных навыков,
наличием психических отклонений, собственным выбором или необходимостью.
При наличии внутриличностной изоляции у людей заблокировано осознание частей самих себя
или же люди как бы отделены от некоторых своих частей. Если межличностная изоляция может быть не
|