связанной с патологией, то внутриличностная изоляция подразумевает патологию по определению.
В основе экзистенциальной изоляции лежит положение, согласно которому каждый человек
вступает в мир, живет в нем и покидает его одиноким. В конечном счете существует непреодолимая
пропасть между «Я» и другими. Ялом отмечает, что экзистенциальную изоляцию можно даже отнести к
более фундаментальной форме изоляции, а именно к «отделению от мира». Соответственно третий
экзистенциальный конфликт это конфликт между осознанием людьми их фундаментальной
изоляции и их желанием устанавливать контакты, искать защиту и существовать в качестве части
большего целого.
Как показал в своем исследовании «футурошока» А. Тоффлер, большую роль в создании
межличностной изоляции играют перемены в сфере культуры и технологий. Чем более промышленно
развитой является та или иная страна, тем сильнее разрушение общинных связей. Вполне обычной
стала ситуация, когда люди, живущие в соседних подъездах, совсем не знают друг друга, что еще 50 лет
назад было трудно себе представить.
Возникновение внутриличностной изоляции обусловлено затруднениями и фрустрацией,
которые имеют место на начальном этапе жизни и угрожают какому-либо жизненно важному аспекту
чувства «Я», зарождающегося у индивида.
Экзистенциальная изоляция тесно связана с межличностной изоляцией. Многие люди не в
состоянии развивать внутреннюю силу, чувство уверенности в себе и своей самобытности, которые
позволили бы им противостоять экзистенциальной изоляции. Они никогда не ощущали подлинной,
стимулирующей рост любви и не знают, как предложить ее другим. Если отношения психотерапевт
пациент, характеризующиеся преданностью и аутентичностью, помогают пациентам в противостоянии
экзистенциальной изоляции и в примирении с ней, можно с уверенностью сделать вывод, что в
прошлом пациенты испытывали недостаток в таких отношениях.
Используя механизмы защиты от тревоги, связанной с изоляцией, люди не относятся к
другим как к самим по себе, а используют их для защиты себя. Так, одним из видов защиты людей от
одиночества является попытка утвердить себя в глазах других. Такие люди существуют настолько,
насколько являются частью сознания других и получают их одобрение. Поэтому часто под видом любви
они скрывают свою неспособность любить. Но окружающим рано или поздно надоедает удовлетворять
чужую потребность в самоутверждении.
Другой вид защиты от тревоги, связанной с изоляцией, слияние с другим индивидом или
группой. Вместо того чтобы противостоять своей изоляции или мириться с ней, люди чувствуют и
думают, что они не одни, потому что они часть других.
Кроме того, видом защиты от тревоги, связанной с изоляцией, является компульсивная
сексуальность. Сексуально компульсивные люди обращаются со своими партнерами скорее как с
объектами, чем как с людьми. Им не требуется время для того, чтобы близко сойтись с кем-либо.
Серийные отношения таких людей похожи на карикатуры реального процесса.
Бессмысленность жизни приводит к возникновению четвертого внутреннего
экзистенциального конфликта конфликта между потребностью людей в смысле и безразличным
миром, в котором нет никакого смысла. Многие факторы современной постиндустриальной культуры
способствуют ослаблению ощущения смысла жизни у людей (по сравнению с их предками в
доиндустриальном сельскохозяйственном мире).
Во-первых, сегодня, несмотря на некоторую моду на религиозность, большинство людей не
имеют в своем мировоззрении такого сильного духовного измерения, которое привносило бы некий
сакральный смысл в их жизнь. Во-вторых, урбанизация способствует ослаблению контакта с живой и
неживой природой, что приводит к «сужению» и искусственности мышления. В-третьих, жители
городов в основном проживают в безличных общинах. В-четвертых, многие современные люди
отчуждены от своей работы и чувствуют, что участвуют в решении малоинтересных механических и
рутинных задач. В-пятых, внимание современных людей меньше поглощают основные потребности
(такие как получение продовольствия, крова и воды), удовлетворение которых необходимо для
выживания. Находясь в большей безопасности и имея больше свободного времени, люди все чаще
сталкиваются с пропастью бессмысленности. Время, которым располагают люди, представляет собой
время, занятое решением проблем, которые связаны с поисками смысла жизни. Кроме того, в периоды
экономических спадов многие люди оказываются лицом к лицу с безработицей, что также влечет за
собой потерю смысла. Наконец, в-шестых, современные люди стоят перед возможностью мировых войн
и глобального разрушения окружающей среды. Повседневный риск подобных событий приводит к
развитию апатии и нигилизма.
|