Механизмы психологической защиты от бессмысленности также разнообразны. Это может
быть все та же компульсивная деятельность (накопление денег, получение максимального
удовольствия, абсолютной власти, полного признания, высшего статуса и т. п.), которая рано или
поздно заканчивается сомнениями и разочарованием в ее результатах. Это могут быть проблемы,
которые позволяют занять и структурировать время (например, хобби, споры, семейные ссоры,
общественная и политическая деятельность, «самосовершенствование» и т. п.). Еще один вариант
уже упоминавшийся нами нигилизм, проповедуя который люди относятся с пренебрежением ко всем
источникам смысла, которые другие находят в своей жизни (например, к любви, альтруизму,
религиозному служению и т. п.).
Таким образом, обобщая проведенное рассмотрение философско-психологических моделей
экзистенциальной психотерапии, можно говорить о том, что экзистенциальная психотерапия это
скорее некоторый подход к рассмотрению человеческого существования, нежели строгая система
психотерапевтических методов. Как пишет Л. Бинсвангер, «Психотерапия, основанная на
экзистенциально-аналитическом подходе, исследует историю жизни пациента, не пытаясь объяснить ни
ее самою, ни ее патологические проявления с помощью тех или иных психотерапевтических школ или
предпочитаемых категорий. Вместо этого она понимает данную историю жизни как изменение всей
структуры бытия пациента в мире» (цит. по: Экзистенциальная психология, с. 108). По большому счету
экзистенциальные психотерапевты на всех без исключения людей смотрят как на пациентов.
Главная цель всех рассмотренных моделей экзистенциальной психотерапии помочь
пациентам научиться переживать свое существование как реальное. Любое психическое расстройство,
будь это невроз или психоз, это прежде всего подавление онтологического смысла, включающее в
себя потерю ощущения бытия и уменьшение потенциала и глубины осознания. Поэтому любой
симптоматический «курс лечения», являющийся отражением «механистического» взгляда на человека,
рассматривается как вторичный и ограничивающий существование. Основной акцент делается на
субъективном индивида, а также на аутентичных отношениях психотерапевтпациент.
Исходя из этого, все экзистенциальные психотерапевты стремятся помочь пациентам понять их
внутренние конфликты с учетом наличия экзистенциальных проблем, понимание которых, в свою
очередь, зависит от той или иной философско-психологической модели психотерапевта. Поэтому
экзистенциальные психотерапевты могут использовать самые разнообразные методы и техники
терапевтических интервенций, входящие в репертуар других психотерапевтических направлений (от
классической кушетки до поведенческого тренинга), если эти интервенции совместимы с основной
экзистенциальной структурой. [Р. Мэй писал по этому поводу: «Выбирая технику, следует опираться на
следующие вопросы: что раскроет существование данного пациента в данный момент его истории
наилучшим образом? Что лучше всего осветит его бытие-в-мире?».]
С определенной долей условности можно утверждать, что концепция Ялома во многом является
синтетической по отношению к большинству рассмотренных моделей, т. е. в той или иной степени
включает большинство из затронутых проблем и применяемых методов. Поэтому, переходя к
рассмотрению конкретных методов и техник экзистенциальной психотерапии, мы воспользуемся для их
рассмотрения его схемой.
Методы и техники экзистенциальной психотерапии
Напомним, что И. Ялом определял экзистенциальную психотерапию как психодинамический
подход. Сразу же необходимо отметить, что существуют два важных различия между экзистенциальной
и аналитической психодинамикой. Во-первых, экзистенциальные конфликты и экзистенциальная
тревога возникают вследствие неизбежной конфронтации людей с предельными данностями бытия:
смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью.
Во-вторых, экзистенциальная динамика не подразумевает принятия эволюционной или
«археологической» модели, в которой «первое» является синонимом «глубокого». Когда
экзистенциальные психотерапевты и их пациенты проводят углубленное исследование, они не
сосредоточиваются на повседневных беспокойствах, а размышляют об основных экзистенциальных
проблемах. Кроме того, экзистенциальные подходы также могут быть использованы для решения
проблем, связанных со свободой, ответственностью, любовью и творческим потенциалом. [И. Ялом
пишет, что психотерапевтические подходы «отражают патологию, которую с их помощью можно
излечивать, и формируются этой патологией».]
|