создаваться психоаналитические общества (например, Цюрихское, в состав которого входил известный
психиатр Э. Блейлер), основываются периодические издания (в 1909 г. был напечатан первый номер
«Международного журнала по психоанализу»), почти ежегодно собираются конгрессы (первый
состоялся в 1908 г. в Зальцбурге), публикуются значительные научные работы, и наконец
психоаналитическое движение организационно оформляется в виде Международной
психоаналитической ассоциации.
Вместе с тем, по мере развития психоаналитического движения, в нем возникают внутренние
расколы, связанные с появлением ряда психодинамических теорий (А. Адлера, К. Г. Юнга, В. Штекеля,
а позднее Ш. Ференци, О. Ранка, В. Райха и др.), не вписывавшихся в границы учения Фрейда.
В 1914 г. Фрейд начал писать книгу очерков, которая должна была подвести итоги и
суммировать все изменения, происшедшие в психоанализе на втором этапе, но Первая мировая война и
опыт применения психоаналитической терапии к «военным неврозам» заставили его обратиться к
проблемам агрессии и смерти. С Обсуждая истории болезней пациентов, на которых
психоаналитическая терапия не оказывала никакого действия, он сравнил процесс отвлечения либидо от
реальности внешнего мира и замыкании на Эго с греческим мифом о Нарциссе. В работе «К введению в
нарциссизм» Фрейд ввел понятия первичного нарциссизма любви к себе на ранней стадии
развития, когда либидо ребенка полностью обращено на себя и которая предшествует любви к другим,
и вторичного нарциссизма любви к себе, являющейся результатом изъятия либидо из объекта и
обращения его вновь на Эго. Эта работа стала важной вехой в истории развития психодинамической
терапии, так как в ней впервые происходит отход от главных идей теории влечений дуализма
сексуальных влечений и влечений Эго и противопоставления принципа удовольствия и принципа
реальности.
В 1920 г. Фрейд опубликовал работу «По ту сторону принципа удовольствия», в которой
частично вернулся к своим ранним идеям принципа постоянства и объяснял агрессивные и
самодеструктивные тенденции индивида через введение нового понятия
влечения к смерти
(Танатоса). [Как убедительно показывает А. Эткинд, введение и развитие этого понятия З. Фрейдом во
многом связано с работами русского психоаналитика Сабины Шпильрейн.]
Этим понятием он
обозначает фундаментальную категорию влечений со своей особой энергией, аналогичной либидо
[Позднейшие авторы, развивавшие эти идеи, предлагали называть такую энергию «мортидо» или
«деструдо», но данные термины не прижились.], нацеленных на полное устранение напряжения, т. е. на
приведение живого существа в неорганическое состояние. Согласно его точке зрения, влечения к
смерти направлены прежде всего вовнутрь, на саморазрушение, и лишь вторично проявляются в форме
влечения к внешней агрессии.
Обосновывая введение этого революционного понятия, Фрейд выдвигает еще несколько идей,
имеющих большое значение для практики психодинамической терапии. Так, он говорит о том, что
принцип удовольствия ограничивается не только принципом реальности, но и «потребностью в
повторении». Он описывает пример с собственным внуком, полуторагодовалым Эрнстом, который
предавался следующей игре: бросая привязанную за веревку катушку, он заставлял ее то исчезать, то
вновь появляться. Эта игра сопровождалась следующими выразительными восклицаниями: «О-о-о-о»,
т. е. «сильно», «далеко» когда катушка исчезала, и «Да», «Вот», когда она вновь появлялась. Фрейд
сделал вывод, что этим своим действием ребенок воспроизводил тяжелую ситуацию ухода матери, а
именно травмирующий момент расставания. Клиническая практика лечения неврозов
свидетельствовала, что подобное повторение часто встречается и у взрослых: «Повсюду мы
наталкиваемся на людей, чьи человеческие взаимоотношения имеют одинаковый исход: возьмем, к
примеру, благодетеля, которого через какое-то время в раздражении покидает каждый из его протеже,
при всем различии или сходстве последних, благодетель же, кажется, обречен испить всю горечь
неблагодарности; или человек, дружба которого всегда заканчивается предательством со стороны его
друга; или человек, который время от времени в течение всей своей жизни возводит кого-нибудь на
пьедестал великого личного или общественного авторитета, а затем, через определенный промежуток
времени, свергает этот авторитет и заменяет его новым; или любовник, каждая из любовных связей
которого проходит через одни и те же фазы и достигает одних и тех же результатов» (цит. по: Кан).
Кроме того, Фрейд, вслед за английским психоаналитиком Барбарой Лоу, сформулировал
принцип нирваны, объясняющий причины влечения к смерти: это «...тенденция к ослаблению,
постоянству, подавлению внутреннего напряжения, связанного с возбуждением» (цит. по: Лапланш,
Понталис, с. 364). В отличие от введенного ранее принципа постоянства, под которым имелась в виду
тенденция к сохранению постоянного энергетического уровня, принцип нирваны подразумевал
|