глубинную направленность на полное устранение возбуждения. [В более ранних работах З. Фрейда эта
тенденция называлась также «принципом инерции».]
По Фрейду, влечение к смерти противостоит влечению к жизни (Эросу), под каким понятием
он объединил все выявленные им влечения. Этим противостоянием объясняются состояния грусти и
меланхолии, суицид, несчастные случаи, вредные привычки, преступления, совершаемые с
бессознательным стремлением быть уличенным, а также такие сексуальные перверсии, как садизм и
мазохизм.
Отметим, что концепция влечения к смерти практически единственное из заявлений Фрейда,
которое вызвало бурю протеста среди его ортодоксальных сподвижников, воспользовавшихся
преимущественно языком морального осуждения. И поныне это один из самых спорных моментов
психоанализа. С одной стороны, несмотря на то что «не было обнаружено ни одного биологического
наблюдения, которое подтверждало бы идею инстинкта смерти идею, которая противоречит всем
принципам биологии» (Райкрофт, с. 58), эта идея составляет существенную часть психоаналитической
теории М. Кляйн (речь о которой пойдет чуть дальше). С другой стороны, многие современные
психодинамические терапевты рассматривают эти фрейдовские положения как метафизические.
На третьем этапе развития психоанализа (1923-1939 гг.) была разработана структурная модель
психического функционирования. В ней психоаналитики переместили свой интерес с содержания
бессознательного на процесс, посредством которого это содержание удерживается вне сознания, и с
этих позиций откорректировали основные психодинамические понятия.
Исследуя обнаруживаемое у пациентов бессознательное чувство вины, а также учитывая ряд
несоответствий и противоречий, возникших в ходе практического применения топографической модели
психического функционирования, Фрейд выдвинул новую (а точнее, усовершенствованную)
теоретическую модель, в которой новые определения не полностью заменяли старые, а скорее
соседствовали с ними. В своей работе «Я и Оно» он сформулировал основные положения структурной
модели (вторичной топики), согласно которым психика членится на составляющие, названные им Ид
(Оно), Эго (Я) и Суперэго (Сверх-Я).
Оно (Ид) самая древняя из трех инстанций (приблизительно соответствующая
бессознательному в первой топике) содержит в себе исходные инстинктивные влечения со всеми
наследственными и конституционными элементами. С точки зрения экономического подхода Оно
является первичным резервуаром психической энергии. Его деятельность направлена на обеспечение
немедленной и свободной разрядки возбуждения. Соответственно эта часть психики управляется
принципом удовольствия и функционирует в соответствии с первичными процессами.
По мере созревания и развития, а также вследствие взаимодействия с внешним миром часть Ид
(прежде всего телесная, которая формируется из ощущений тела) претерпевает изменения и
превращается в Эго. Несмотря на то что Эго также стремится к удовольствию, эта инстанция
функционирует в соответствии с принципом реальности и является колыбелью вторичных процессов.
Первостепенной функцией Эго Фрейд считал задачу самосохранения. Эго контролирует произвольные
действия, становясь между переживанием потребности и действием в соответствии с данной
потребностью. Эго имеет дело с внешними событиями, задействуя восприятие и память, избегая
чрезмерных стимулов, приспосабливаясь к умеренным стимулам и способствуя совершению действий,
целью которых является изменение внешнего мира с учетом своей выгоды. Касаясь внутренних
событий, связанных с инстанцией Ид, Эго пытается управлять влечениями, принимая решения,
касающиеся выбора времени и способа их выполнения, или подавляя обусловленное этими
требованиями возбуждение. Фрейд сравнивал Ид с лошадью, а Эго с наездником. Он отмечал, что,
как правило, Эго оказывается слабее Ид, поэтому Эго привыкло преобразовывать желания Ид в
действия так, будто желания Ид являются его собственными желаниями.
Таким образом, Эго служит посредником между требованиями Ид и ограничениями реальности
и этики. Оно имеет как сознательный, так и бессознательный аспекты. Сознательный аспект то, что
большинство людей понимает под термином «Собственное Я» (Самость), или «Я», в то время как
бессознательный аспект включает в себя механизмы психологической защиты.
Третью инстанцию, Суперэго (или Сверх-Я) Фрейд рассматривал как формирующуюся в
пределах Эго и являющуюся чем-то вроде осадка или остатка ранних конфликтов и идентификаций в
детской психике, в особенности связанных с родителями или другими близкими людьми. Главной
функцией Суперэго, которое поглощено самонаблюдением, является подавление требований Ид
посредством морального влияния на Эго. Согласно коррективам, внесенным в теорию развития на базе
второй топики, первоначально ребенок инстинктивно прибегает к самоотречению из-за боязни потерять
|