Navigation bar
  Print document Start Previous page
 25 of 325 
Next page End  

любовь или из-за опасения агрессии со стороны внешнего, или родительского, авторитета.
Впоследствии, после усвоения внешнего сдерживающего начала, инстинктивное самоотречение
возникает из-за страха перед внутренним авторитетом — Суперэго.
Для Суперэго характерно наличие Эго-идеала, основанного на восхищении совершенством,
которое ребенок усматривает в родителях, и на стремлении им подражать. Часто эти понятия
выступают как синонимичные. Сам Эго-идеал состоит из предписаний типа «ты должен быть таким...»
и запретов типа «ты не должен быть таким...». В основе этих предписаний и запретов лежат прежде
всего идентификации и подавления, являющиеся результатом разрешения эдиповой стадии (отметим,
что современные аналитики находят их истоки гораздо раньше — в примитивных представлениях
младенца о том, что хорошо и что плохо). Они представляют собой то, что близко к обыденному
пониманию совести. Действия, совершаемые индивидом вопреки «голосу совести», с большой
степенью вероятности способствуют возникновению чувства неполноценности и вины, а также
ощущению потребности в наказании.
Очевидно, что по сравнению с моделью предыдущего этапа в структурной теории расстановка
акцентов меняется. Здесь роль Эго сводится к функции посредника, разрешающего проблемы, которому
каждую минуту приходится сталкиваться с требованиями, возникающими в Ид и в Суперэго, а также с
требованиями окружающей среды. Чтобы удовлетворять этим, часто противоречивым, требованиям,
Эго приходится временами идти на очень сложные компромиссы. Эти компромиссы в конечном счете
могут привести к симптомам, которые, при всей их патологичности, представляют тем не менее
наилучший вариант адаптации, возможный в данных обстоятельствах. Подобные компромиссы имеют
непосредственное отношение к формированию характера и личности, к выбору профессии и объектов
любви и ко всему остальному, что придает любому человеку свойство неповторимой
индивидуальности.
В 1933 г. нацисты сожгли книги Фрейда. Фрейд прокомментировал это так: «Какой прогресс! В
Средние века они сожгли бы меня, теперь они довольствуются сожжением моих книг». После аншлюса
Австрии в 1938 г. Фрейду было разрешено уехать в Лондон, где он скончался в 1939 г.
Четвертый этап развития психоанализа, начавшийся уже после смерти Фрейда, представлен
преимущественно трудами других исследователей-психоаналитиков, которыми был сделан весьма
весомый вклад в развитие теории и практики психодинамической терапии. Далее мы рассмотрим вклад
эгопсихологии, традиции объектных отношений, сэлф-психологии и структурный психоанализ Ж.
Лакана.
Эго-психология
Важным толчком в развитии теории и практики психодинамической терапии явилось появление
в 1936 г. работы дочери Фрейда, представительницы континентальной школы психоанализа, Анны
Фрейд «Эго и механизмы защиты», а в 1939 г. — книги Хайнца Хартмана «Психология эго и проблема
адаптации».
В своей работе Анна Фрейд рассматривала роль защитных механизмов в условиях нормального
психического функционирования личности. Она расширила понятие защиты, включив в него как
защиту против опасностей, угрожающих со стороны внешнего мира, так и против угроз, связанных с
внутренними инстинктивными импульсами.
Хартман уделял особое внимание врожденному развитию того, что он называл сферой Эго,
свободной от конфликтов. В противоположность Фрейду, которого интересовали прежде всего
клинические данные индивида и возможности развития у него специфических навыков и способностей,
помогающих справиться с конфликтной ситуацией, Хартман придерживался точки зрения о том, что
существует множество сторон нормально функционирующей психики, которые следуют автономному
курсу развития и не являются результатом интрапсихического конфликта.
В дальнейшем эгопсихология как направление стала отражать взгляды тех психоаналитиков,
которые сосредоточили свое внимание на процессах нормального и патологического
функционирования Эго.
Основываясь на структурной модели, представители эгопсихологии предложили новые пути в
понимании некоторых типов патологии. По их мнению, каждый индивид развивает защитные реакции
Эго, которые могли быть адаптивными в детстве, в семье, но могут оказаться неадаптивными во
внесемейной реальности.
Важным нововведением как для терапии, так и для психодинамической диагностики явилось
Hosted by uCoz